#Osh. Трасса М41 или как строили Памирский тракт
22 ноября, 2022Именно в Оше начинается полная незабываемых впечатлений дорога на Памир. В следующем году будет 90 лет, как по этой трассе стали ездить автомобили. В 1933 году 7 ноября из Оша в Хорог прибыл первый грузовик. Так началась автомобильная история Памирского тракта, обозначенного на автомобильных картах как трасса М41. Официально она начинается у перекрёстка в сторону Сосновки, не доезжая до Кара-Балты и заканчивается в городе Термез на юге Узбекистана, то есть в ее состав входит еще дорога Бишкек-Ош через Тянь-Шань. Памирский тракт считается одной из самых сложных и живописных высокогорных дорог в мире.
Тракт по старым караванным тропам
Памирский тракт был тайно проложен сапёрами армии царской России в 1894 году по старым караванным тропам. В проектировании дороги принимали участие военные инженеры царской России Мицкевич, Бураковский, Зараковский. Строительство дороги открывало огромные возможности для Российской империи в борьбе за Памир с Британской империей. Каждая империя пыталась утвердить свое господство на Крыше Мира, как еще называют Памир.
В 1931 году началась советская история Памирского тракта, создано специальное управление «Памирстрой» ответственное за строительство дороги. В 1933 году из Оша в сторону Хорога был отправлен первый грузовик. Через два года в 1935 году было создано «Памирское производственное автотранспортное объединение» с двумя автобазами в Оше и Хороге. В Оше автобаза располагалась на улице Гагарина (Шакирова), сейчас там многоэтажный дом. Тогда эта улица называлась Таджикской.
В1940 году была построена дорога Душанбе-Хорог, которая получила официальное название «Западный Памирский тракт имени Сталина», а трасса из Оша «Восточный Памирский тракт». Все вместе они стали важной частью Большего Памирского тракта. Несмотря на строительство западного тракта, дорога из Оша в Горный Бадахшан продолжала оставаться главной и более доступной круглогодично.
В 1948 году было проведено капитальное благоустройство дороги. В 1960 году было установлено круглогодичное автомобильное сообщение с Алайской долиной и Горным Бадахшаном. В 1984 году почти вся трасса была покрыта асфальтом.
В советские годы в Оше действовала автомобильная часть №3333., занимавшаяся грузовыми перевозками, снабжая Горный Бадахшан и пограничников, стоящих на страже государственной границы на Большом Памире всем необходимым.
По самым высоким перевалам в мире
Общая протяжённость дороги из Оша в Хорог 701 километр. Трасса проходит по трём высокогорным перевалам Талдык ( 3 615 метров), Кызыл-Арт (4 280 метров) и Ак-Байтал ( 4 655 метров). Самый высокий среди них перевал Ак-Байтал (в переводе с кыргызского “белая кобылица”) на Восточном Памире. Перевал как бы связывает два хребта Сарыкол и Музкол, открыт круглый год.
Памятник покорителям Памира
Это самый необычный среди ошских памятников, потому что на постаменте самый настоящий грузовик – легендарный ГАЗ-АА! Его воздвигли в 1987 году по инициативе военнослужащих воинской части №3333, расквартированной в Оше в честь водителей, покоривших Памир.
Раритетный грузовик нашли в соседнем Узбекистане, обменяв на списанную грузовую машину другой марки. В 2007 году памятник по неизвестным причинам демонтировали и грузовик передали в музей воинской славы Министерства обороны в Бишкеке.
В 2012 году по личной инициативе бывшего начальника Главного штаба Государственной пограничной службы КР полковника запаса Кубанычбека Сарыбаева памятник восстановили. Новый раритетный грузовик искали всем миром и нашли его у ветерана ошского автобатальона. На фотографии слева первый вариант памятника, справа восстановленный. На восстановленном постаменте памятная надпись «Автомобилистам-пограничникам Тянь-Шаня и Памира от благодарных ветеранов и воинов границ». Так в Оше начиналась история покорения Памира и строительства одной из самых сложных и живописных высокогорных дорог в Центральной Азии.
Текст: Incredible Osh