#Кыргызстан. Как коре-сарамы оказались на Тянь-Шане

#Кыргызстан. Как коре-сарамы оказались на Тянь-Шане

23 августа, 2020 Выкл. Автор IncredibleOsh

Так называют себя дальневосточные корейцы, которые сегодня проживают в бывших советских республиках. В Кыргызстане корейская община впервые появилась после насильственного изгнания корейцев из Приморья в 30-е годы прошлого века. Хотя по некоторым историческим документам известно, что еще в конце XIX века в Приссыккулье жили отдельные семьи дальневосточных корейцев.

Советские корейцы вместе с курдами стали первыми жертвами сталинской политики депортации по национальному признаку. Когда под предлогом укрепления внешних границ насильно, в наспех оборудованных товарных вагонах, власти выселяли в степи Средней Азии национальные меньшинства, которые считали политически неблагонадежными.

В период с 1937 по 1944 годы в первую очередь Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан приняли миллионы переселенных, депортированных и репрессированных народов Северного Кавказа, крымских татар, поволжских немцев, кавказских курдов и дальневосточных корейцев, дав им кров и надежду на будущее.

Депортация советских корейцев началась в сентябре 1937 года после выхода в августе постановления Совнаркома и ЦК ВКП «О выселении корейского населения из пограничных районов из Дальневосточного края». Формальным поводом для депортации стали активные военные действия Японии на Дальнем Востоке и на Корейском полуострове.

Депортации подверглись все корейцы, не только те, кто проживал на Дальнем Востоке. Всем депортированным давали минимальный срок на сбор вещей, потому что советские власти поставили себе план к январю 1938 года всю эту операцию закончить. Эшелоны с депортированными состояли из 50 товарных вагонов, оборудованных двухъярусными нарами и печкой-буржуйкой. В одном вагоне перевозились до 30 человек. Время в пути составляло до 40 дней. В Среднюю Азию были выселены 172 тысячи корейцев.

В основном их расселили вокруг озера Балхаш и Аральского моря, и только небольшая часть была переселена в Кыргызстан. Потом, чуть позже, когда переселенным корейцам разрешили менять место жительства, они стали активно переезжать в Кыргызстан из соседних республик из-за перегруженности и скученности в местах, где обитали после высылки.

Перед насильственной депортацией, несмотря на исключительную лояльность корейцев к советской власти, карательные органы НКВД провели масштабные репрессии в отношении корейцев, которые занимали руководящие должности во властных структурах. Уже во время депортации были репрессированы около 2,5 тысячи корейцев. Были уволены сотни военнослужащих корейской национальности. Хотя к корейцам обвинений в «пособничестве врагу» не предъявлялось.

Потом, когда через несколько лет началась Вторая мировая война, переселенных корейцев не стали призывать в армию. В основном их привлекали на тыловые работы, в трудовую армию были мобилизованы 7 тысяч 765 корейцев.

Только отчаянные смельчаки меняли свою национальность на казахскую или кыргызскую, чтобы попасть на фронт и защищать Родину от фашистов. Они рвались с тыловых работ на передовую, придумывая разные причины.

В исследовании «Корейцы Кыргызстана» сообщается, что всего в рядах Красной Армии воевали 372 корейца, из них живыми вернулись только 177 человек. Остальные погибли и пропали без вести. За боевые подвиги и отвагу 3 представителя корейской общины были награждены орденом Ленина, 13 человек орденом Красного Знамени, 2 – орденом Александра Невского. Капитану Александру Павловичу Киму посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В торжественном параде Победы на Красной площади в Москве 24 июня 1945 года участвовали два представителя корейской общины СССР: Владимир Ли и Сергей Хан.

В отличие от других депортированных народов, корейцы имели, если можно так сказать, «облегченный» статус, который был усилен только на период войны СССР с Японией в 1945 году. Им разрешалось переселяться в пределах советской Средней Азии, получать высшее образование и занимать руководящие должности.

Только спустя многие годы, в 1993 году постановлением Верховного Совета России (как правопреемницы СССР) советские корейцы были реабилитированы как жертвы политических репрессий.

«Многие корейцы до переезда жили в местах компактного проживания, поэтому изучали в школах родной язык (до депортации на Дальнем Востоке в советский период работали около 400 государственных школ с корейским языком обучения. — Прим. ред.) и свободно общались со старшими на корейском языке. С переездом в Кыргызстан многие корейцы утратили возможность учиться на родном языке. Мы пришли к печальному результату, когда единственную международную газету «Коре Ильбо» в Кыргызстане могут прочитать единицы!

Если в далекие 30-40-е годы в корейских семьях радовались, когда кто-то из членов семьи говорил на русском, то сегодня мы удивляемся и восхищаемся, когда слышим корейскую речь. Не зная родного языка, не зная своих корней, нам трудно будет чувствовать в себе душевную принадлежность к истории и традициям корейского народа», — с грустью в голосе вспоминает Герон Николаевич Ли.

Наверное, и в самой корейской общине не все знают, что до депортации на Дальнем Востоке работали около 400 (!) школ с корейским языком обучения, в которых обучались около 22 тысяч школьников, выходили газеты и журналы на корейском языке, корейские театры ставили спектакли.

Депортация внесла свои серьезные коррективы в жизнь советских корейцев: исчезли корейские школы, а вместе с ними целый пласт культуры на родном языке. По разным данным, сегодня более 90% коре-сарамов не знают родного языка.

Советские корейцы говорили на северо-восточном диалекте корейского языка, но в результате насильственной депортации практически родной язык был утрачен. Сегодня подавляющее большинство корейцев стали русскоязычными, только старшее поколение помнит устную речь.

Сегодня интерес к корейскому языку проявляют не только кыргызстанские корейцы, но и кыргызы, уйгуры, узбеки, татары и русские, проживающие в Кыргызстане. Тому есть объективные причины. Во-первых, с каждым годом растет трудовая миграция в Корею, во-вторых, в столице растет число учебных заведений с корейским языком обучения, и в-третьих, набирающее обороты межгосударственное сотрудничество между Кыргызстаном и Южной Кореей. И, конечно же, нельзя не отметить бурную популярность корейских сериалов и актеров.

«Уйдя на пенсию, мы поехали в Узбекистан на заработки из Фрунзе. Там я нашла родных матери. Они мне сказали, что фамилия отца Тхак Хен-ду. С тех пор я ищу сведения про отца, но все безрезультатно. Человека посадили в тюрьму в этой большой стране, и он затерялся, как песчинка в неизвестности», — вспоминает Александра Николаевна Ким.

Согласно последней советской переписи населения, в СССР проживали свыше 500 тысяч этнических корейцев, из них в Кыргызстане проживают 20 тысяч.

Больше половины корейского населения в стране компактно проживают в столице и ее окрестностях. В Бишкеке есть даже условно «корейские» районы. В частности, это улица Коммунаров и район кирпичного завода. Из пригородных районов больше всего корейцев проживают в Кызыл-Аскере, Новопавловке, Военно-Антоновке и Сокулуке. Кроме этого, небольшая община корейцев компактно проживала в Оше и Араванском районе.

В корейской общине Кыргызстана любят рассказывать о двух смешанных семьях в Нарынской области: в Чаеке кореец женат на кыргызке, а в Кочкорском районе кореянка замужем за кыргызом.

И таких примеров было немало много лет назад. Первые корейцы в Кыргызстане появились задолго до массовой депортации. По одной из версий, это была семья расстрелянного в 1920 году в Уссурийске активного борца против японской оккупации Кореи Петра Цоя (Чхе Дже Хен). Две его дочери вместе с супругой были направлены в Кыргызстан по партийной линии. Одна из его дочерей, Людмила Цой, была командирована в Ошскую область для организации колхозов. Людмила Цой в любви и согласии 73 года прожила в браке с известным журналистом Абдыкалыком Кайдулатовым. Другая дочь, Софья Цой, была супругой первого министра здравоохранения Киргизской ССР Хаджихана Шукурова.

Кстати, корейская община Кыргызстана одной из первых на советском пространстве 16 декабря 1989 года организовала Ассоциацию кыргызстанских корейцев «Чинсон».

Во время своего официального визита в Республику Корея в 2013 году президент Кыргызстана Атамбаев, выступая на бизнес-форуме в Сеуле, отметил, что кыргызстанские корейцы занимают видное место в социальной и политической жизни, внося неоценимый вклад в развитие Кыргызстана.

«Я счастлив, что имел возможность участвовать в строительстве автодороги Фрунзе — Ош, внести свой посильный вклад в область проектирования и эксплуатации автотранспорта в Кыргызстане. Счастлив и оттого, что большинство кыргызстанских корейцев – люди деятельные, болеющие за честь республики, в которой живут. И очень хорошо, что укрепляются мосты сотрудничества между Кыргызстаном и Республикой Корея», — говорит Герон Николаевич Ли.

Алмаз Исманов, IncredibleOsh

На фото :Ансамбль корейских национальных инструментов, состоящий из студентов корейских вузов в Бишкеке. В последнее время в Кыргызстане все большую популярность набирают курсы корейского языка и лицеи с корейским языком обучения. Фото автора 

Поделиться ссылкой: