«Белая» мечеть или история самой известной литографии Оша

«Белая» мечеть или история самой известной литографии Оша

3 июня, 2019 Выкл. Автор IncredibleOsh

Это самая популярная старинная литография Оша. Ее чаще других используют в качестве иллюстрации для статей, посвященных истории города. Мечеть, изображенная на этой старинной литографии была построена потомками влиятельного кокандского вельможи Мусулманкула. Одни историки утверждают, что ее строил Абдуррахман аптабачи, а другие — его сын. В любом случае в исторических документах она тесно связана с именем Абдурахмана аптабачи. Кем же был этот отчаянный кокандский чиновник?

Абдуррахман аптабачи сын влиятельного кокандского минбаши из кыпчакского рода Мусулманкула казненного в 1852 году Худояром-ханом после самого кровопролитного сражения в истории этого ханства в местности Былкылдама. Это недалеко от городского поселка Балыкчы в Андижанской области Узбекистана. Битва началась с восходом солнца и длилась 26 часов! Из-за пыли невозможно было разобрать, где чьи войска. Худояр-хан одержал победу. Он никого не пощадил, приказал истребить всех старшин кыпчакских племен. Худояр-хан жестоко подавил восстание, утопив в крови кыпчаков.

Несмотря на то, что именно Мусулманкул в 1845 году привел к власти тогда еще 14-летнего подростка Худояра. Расчетливый Мусулманкул даже женил его на своей дочери. Мама Худояр-хана была Жаркын-айым, родом из таласских кыргызов. Она никогда не прерывала связей со своими сородичами. Супруга самого Мусулманкула была дочерью влиятельного манапа из Кетмен-Төбө. Худояр-хан тяготился чрезмерной опекой своего тестя, который фактически не подпускал его к власти. В 1850 году молодой хан, полагаясь на поддержку ташкентского кушбеги Нармамбета попытался забрать власть у тестя. Не получилось. Мусулманкул с легкостью разгромил войско ташкентцев и даже взял в плен самого Худояр-хана. Он простил ему измену. Худояр-хан через два года вновь попытается взять власть и на этот раз удача ему улыбнется.

Абдуррахман смог избежать участи своего отца. Мстительный Худояр-хан сделал его своим аптабачи, так в Коканде называли тех, кто должен хану подавать воду для умывания рук перед трапезой. Худояр-хан наслаждался властью. Абдуррахман аптабачи стойко перенес все лишения и унижения, дослужившись до минбашы.

Абдуррахман аптабачи дважды предпринимал попытки свергнуть Худояра-хана. Но все его старания были тщетны. В июле 1875 года вместе с сыном Худояр-хана Насреддин-беком переходит на сторону мятежников. Все еще легитимный Худояр-хан обращается за поддержкой к российской империи. В январе 1876 года в местности Индукыштак в 8 километрах от Андижана Абдуррахман вместе с остальными биями и 500 солдатами сдался карательному отряду генерала Скобелева.

Сначала Абдуррахман аптабачи сослали в Оренбург. Через некоторое время генерал-губернатор Туркестана Константин Кауфман передумал и повелел этапировать его в юго-западные окраины Российской империи в город Екатеринославль. Сейчас это украинский город Днепропетровск.

Ак-Мечит

Абдуррахману аптабачи была назначена пенсия в размере 3 000 рублей в год с доходов его владений в Ферганской долине. В январе 1881 года он был освобожден от полицейского контроля с присвоением ему звания подполковника, а в феврале Абдуррахман аптабачи обратился к царским властям с просьбой разрешить ему совершить паломничество в Мекку. Абдуррахман аптабачи умер 25 мая 1881 года, не дождавшись ответа на свое прощение. В ссылке вместе с ним находились супруга Зулайка и малолетняя дочка. Сведений где его похоронили нет. Скорей всего можно предположить, что его тело предали земле в Екатеринославле. Так обрывается история клана Мусулманкула.

На память осталась только эта всем знакомая литография (от др.-греч. λίθος «камень» + γράφω «пишу, рисую») — способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу) «Ак мечети», изготовленная в 1877 году членами французской научной экспедиции. В 1880 году этнограф экспедиции Мари де Уйфальи–Бурдон опубликовала книгу “От Парижа до Самарканда” с литографиями, выполненными М.Мюллером со своих путевых рисунков. 

“Рельеф местности и определил конструкцию, необычную для Средней Азии: ниже фасада ступенью сбегает к воде двухъярусная терраса с тонкими колоннами– столбами, точно это дворец из волшебной сказки. Мечеть нового экстерьера имеет великолепное расположение. Она доминирует над городом. Величественный портал мечети выполнен зодчими с большим мастерством. Возведена мечеть из жженого кирпича и похожа на те, которые мы видели в Коканде”, — так описал мечеть Абдуррахмана аптабачи Е. де Уйфальи, руководитель французской экспедиции, побывавший в Оше в 1877 году. Это была одна из первых европейских экспедиций в Оше после вхождения юга страны в состав Российской империи.

К сожалению, сегодня мало, что сохранилось с тех времен. Все было разрушено в первые годы советской власти, а остальное во время большой антирелигиозной кампании в 1950-1960 годы. Только в Оше было разрушено более 154 мечетей, в их числе и Ак-Мечит и знаменитый молельный дом Бабура.

Подготовил Алмаз Исманов

Поделиться ссылкой: