#Ош. История самого старого базара в Кыргызстане
9 сентября, 2023Одна за другой сменяются исторические цивилизации, появляются и исчезают ханства, империи, все меняется, а в тысячелетнем Оше неизменными остаются его базары, уютно расположенные на берегу Ак-Бууры и на склонах местных адыров. Они пережили рождение и закат эпохи караханидов, походы потомков Чингизхана, захваты династии Шейбанидов, бесконечную смену правлений ханств, вхождение в состав Российской империи, лихолетье гражданской войны и развал СССР.
Тысячелетняя история Оша неразрывна связана с его многочисленными базарами, которые как артерии, растеклись по городским кварталам, а старый базар, как сердце всего Оша, всё такой же оживлённый, шумный и многолюдный. Даже место его расположения не изменилось, гармонично втиснувшись в узкую береговую линию Ак-Бууры. Его территория только расширилась, увеличившись за счёт новых павильонов на противоположном берегу реки.
Для Оша базары всегда были больше, чем просто территория, где идёт оживлённая торговля. Они выполняли роль своеобразных центров, соединяя и объединяя народы и страны, культуры и языки, кухни и привычки, традиции и обычаи. Особенно ярко это проявляется в гастрономических предпочтениях ошан, в местных дворах с уютными топчанами под виноградными навесами, вдыхая приятный аромат райхана.
Предлагаем неспешную прогулку по базарам начать с пиалы душистого зелёного чая. В чайхане, сидя на топчанах, закусывая халвой, наслаждаясь неторопливой беседой, можно узнать все главные базарные новости, прежде чем пройтись по торговым рядам.
Самые большие чайханы на старом базаре в советский период располагались на первом этаже бывшего ресторана «Ош», у бывшего универмага «Мир», напротив бывшего караван-сарая и в парке имени Навои.
Ошские базары: историческая хроника
Некоторые из них поменяли свои локации, часть исчезла, оставив о себе только названия. Только старый базар (Небольшое пояснение, мы упоминаем центральный базар Оша как старый базар. Для того, чтобы подчеркнуть историческую значимость его старой части. В тексте упоминаются свидетельства и факты с конца XIX века до середины XX века) на берегу Ак-Бууры не изменяет себе, сменяя эпохи и государства.
В 1876 году после вхождения новых территорий (куда входят Ферганская долина и Алайский хребет с горными долинами) в состав Российской империи, базары в Оше претерпели некоторые изменения. Появились торговые, закупочные компании как в Европе. В так называемой «новой» части Оша появились магазины российских купцов. Это территория сегодняшнего гарнизона, ГУВД, стадиона и православной церкви. В Оше ещё сохранились постройки и здания начала ХХ века.
В 1882-1883 годах в «новом городе» было всего 50 жилых домов, в так называемом «старом городе» около 2 800 домов, 4 постоялых двора и 852 торговых мест. Кустарным производством занимались более 8 тысяч человек, торговлей на городских базарах 4 600 человек. Торговля развивалась быстрыми темпами, если судить по количеству выданных только в 1895 году 1 145 торговых свидетельств!
С развитием хлопковых плантаций и рисоводства растёт число маслобоек и рисорушек, их число в 1908 году достигло 859. Общее количество различных промышленных зданий равнялось 441, они активно развивали стационарную торговлю.
На старом базаре в 1911 году было 1 300 торговых помещений. Его товарооборот и других торговых площадей Оша в год составлял несколько миллионов рублей по курсу до Первой мировой войны.
С приходом российских купцов базарный лексикон местных жителей обогатился новыми словами. Дело в том, что российские купцы первой и второй гильдии (из 26 купцов 20 постоянно проживали в Оше, другие были наездами) серьёзно потеснили кашгарских торговцев, которые имели традиционную монополию на старом базаре. Самыми крупными среди них были Филатовы и Тузины, которые к 1914 году практически монополизировали самые доходные места. Помимо торговли на самом базаре, они открывали ещё торговые площади в городе.
Больше всего местным жителям пришлись по душе бакалейные магазины российского купца Д.Л. Филатова. Особенным спросом пользовался отборный чёрный чай индийского происхождения, который продавался под маркой «Фамильный чай». Местные сокращали название чая до «памил чай», искажая букву «ф» в словосочетании «фамильный чай», потому что в тюркских языках нет слов на эту букву. С тех самых пор в Оше хороший чёрный чай старожилы называют «памил чай». Сегодня редко услышишь это слово в кафе, но в местной чайхане вас поймут с полуслова. Так, что смело заказывайте «памил чай».
“Памил чай” среди местных делился ещё на два сорта. Чай среднего сорта назывался “тилан” или “келами”, а сорт низкого чёрного чая назывался “солдати”, потому что его чаще пили солдаты, российской армии, расквартированные в городах Ферганской долине, в том числе в Оше. Такие свидетельства приводятся в исследованиях музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Россия)
Ещё одним новым товаром, который появился на базаре в те годы, можно назвать хлопковое масло. Поначалу его не особо жаловали, называя «урус май», сомневаясь в его халяльности, его производили на маслобойках, принадлежащих российским купцам. Но через некоторое время, благодаря удачной маркетинговой кампании хлопковому маслу удалось завоевать местные базары.
А всё началось в 1894 в Коканде, когда один из основателей хлопковой промышленности в Туркестане Семён Лахтин, получил экспериментальную партию хлопкового масла годного для употребления.
В 1914 году в Туркестане было уже 30 маслобойных предприятий, из них 82% приходились на Ферганскую долину. Число же кустарных маслобоек равнялось 4 334. Кстати говоря, до наступления «эры хлопкового масла» в долине потребляли кунжутное и льняное масло.
Базары в советский период: колхозные рынки
В советский период на месте бывших магазинов российских купцов на улице Курманжан датки (раньше улица Ленина) построят административные здания «Горпищеторга» и «Горпромторга», демонстрируя преемственность торгово-базарных традиций в Оше.
С приходом новых властей базары в Оше не исчезли. Они стали частью сложной системы государственно-частных отношений. Для управления базарами были созданы специальные организации. Базары официально стали «колхозными рынками». По видам торговли колхозные рынки в СССР подразделялись на: продовольственный; смешанный, где торговали и сельхозпродукцией, и промтоварами; ското-фуражный, здесь торговали живым скотом, птицей и кормами для скотины. Старый базар в Оше относился к смешанному типу базаров. Хотя в его нижней части продавали и скот тоже.
«Наиболее жизненно важным центром Оша был базар, крытый навесом (эта часть базара дважды была сожжена в 1919 и 1926 годах во время Гражданской войны). Под навесом размещались торговые ряды, многочисленные лавки, чайханы, ашханы, мастерские, где изготовлялись национальная одежда, обувь, металлическая посуда, предметы хозяйственного обихода, а поблизости от базара находились: гостиный двор, караван-сарай. Гостиные дворы были двоякого рода. Одни служили складами товаров и гостиницами, а другие — только складами определенного товара.
В толпе шныряли «зякетчи» — сборщики базарных налогов. Ни один проданный, купленный товар не ускользал от их хищных взглядов. Рев верблюдов, ослов, блеянье овец, мычанье коровы и быков смешивалось с шумом базарной толпы и погонщиков скота, пробивавших себе дорогу с выкриками: «Пошт! Пошт!». У мешков с зеленым чаем горланили афганские купцы в шелковых синих чалмах, а громкие молитвенные призывы мулл и ишанов, раздававшиеся с мечетей, заглушались ударами в кузницах и посудных мастерских», -так описывается история старого базара в краеведческом очерке “Город Ош”, выпущенном в 1968 году за авторством Т.Айдашева после первой генеральной реконструкции Оша.
В советский период на старом базаре построили универмаг «Мир», ресторан «Ош», чайхану «Бахор» и другие новые торговые площади, стилизованные под арочные лавки в восточном стиле. Сами горожане называли его просто «базар» или «чоң\катта базар». Внутри он подразделялся на несколько частей, которые также назывались базарами. Самыми колоритными выглядели «алтын базар», где до сих пор с рук идет бойкая торговля ювелирными украшениями; «чайкоо базар» («барахолка»), где в период дефицита можно было найти нужный товар. На снимках известного фотохудожника Александра Фёдорова запечатлена базарная жизнь в Оше в конце 1960-ых годов.
В 1986 году торговая площадь центрального (старого) базара составляла около 12 га, где было 1 750 торговых мест, в том числе 500 павильонов. На базаре была своя камера хранения, 6 холодильных камер для скоропортящихся продуктов, а также гостиница на 68 мест, такие данные приводятся в энциклопедии «Ошская область», 1986 года. В те же годы была произведена реконструкция базара, построена арка у центрального входа. Сегодня ее почти не видно из-за павильонов.
В целом на юге страны в те годы было 21 колхозный рынок (так назывались базары в советский период) с 20 филиалами. Кстати, знаменитый сегодня Карасуйский базар в советский период находился внутри города Кара-Суу, по обе стороны канала. После развала СССР базар перенесли на новое место, известное сегодня многим из нас.
Большую роль на старом базаре в Оше играли мосты. Самым перегруженным был центральный мост, проход по которому в праздничные и выходные дни превращался в непроходимый тоннель. Сегодня мостов на рынке гораздо больше, чем было раньше. Почти из них застроены торговыми павильонами.
В советское время старый базар с его узкими проходами и улочками часто выбирали местом для съёмок приключенческих фильмов. В Советском Союзе снимали свои «вестерны», по аналогии их называли «истерны» или «красные вестерны». Это были приключенческие фильмы, посвященные борьбе с басмачами.
В 1969 году известный режиссёр Геннадий Базаров свой первый фильм «Засада» снял в Оше. Многие натурные съёмки были отсняты на старом базаре, в том числе у этого узкого прохода Тешик-Таш.
В 1983 году режиссёр Болот Шамшиев для съёмок погони в своем фильме «Волчья яма» использовал узкий спуск со стороны Шейит-Тепа в сторону «Алтын-базара», также в фильме много кадров с базара и Сулейман горы, использованных как архивные кадры.
В 2000-ые годы этот переулок пережил второе рождение, когда стал известным на весь город своими манты. Несколько лет тут успешно продавали манты, прямо в уютных дворах под пение куропаток в самодельных клетках.
Ошский базар один из самых старых базаров не только в Кыргызстане, но и во всей Центральной Азии. Его локация не менялась сотни лет. Старый базар всё также находится в узкой расщелине на берегу Ак-Бууры, а новые павильоны растут как грибы после дождя на противоположном берегу.
Старый базар весь как живой памятник тысячелетней истории Оша. Важно сохранить старый базар, не потеряв его уникальное многообразие во всем, чтобы он продолжал радушно встречать своих торговцев и покупателей, гостей и караванщиков.
Точка в истории старого базара в Оше ещё не поставлена.
Мы в постоянном поиске новых данных и историй. Если у вас есть информация, которой вы готовы поделиться, напишите нам: [email protected]
Текст Incredible Osh Фото Александра Федорова