История «Белой мечети»сына Абдуррахмана абтабачы

История «Белой мечети»сына Абдуррахмана абтабачы

21 марта, 2023 Выкл. Автор IncredibleOsh

Среди множества исторических памятников древнего Оша особое место занимает так называемая «Белая мечеть» — сооружение, которое известно сегодня в основном благодаря литографии Мари Бурдон. Это изображение стало одной из самых распространённых иллюстраций, ассоциирующихся с городом. Однако немногие знают, что запечатлено на нём — здание мечети, построенной сыном влиятельного кокандского военачальника Абдуррахмана абтабачы (афтобачи). Если бы не любознательность и исследовательский дух французской путешественницы, мы вряд ли бы узнали, как выглядел этот уникальный памятник.

От Парижа до Самарканда — через Ош

В 1880 году во Франции была опубликована книга «От Парижа до Самарканда, Ферганы, Кулджи и Западной Сибири: путевые впечатления парижанки» — впечатляющий дневник путешествия Мари де Уйфальви-Бурдон, выполненный с литографиями по рисункам М. Мюллера и гравюрами известного иллюстратора Анри Тириа. Эти записи стали результатом научной экспедиции, которую Мари совершила вместе с мужем — востоковедом Шарлем-Эженом де Уйфальви — в 1876–1878 годах.

Вот как она описывает Ош:

«Это большой город, расположенный амфитеатром вокруг Сулейман горы. Говорят, что он очень древний и построен во времена Александра (очевидно Мари Бурдон имеет ввиду Александра Македонского, прим. Ред.). Базар обширен и многолюден, его жизнь оживляется близостью к реке. Чайханы довольно чистые, город живее чем Маргилан. Мы увидели мечеть современной постройки довольно симпатичного вида, построенную сыном Абдуррахман афтобачи».

Супруги остановились на ночлег в парке недалеко от реки Ак-Буура и «русского квартала» — вероятно, в районе нынешнего парка имени Токтогула. Мари упоминает, что хозяйка дома, где они остановились, говорила по-французски, но, увы, была больна. Из-за организационных сложностей и отказа фотографа (возможно, Мюллера или другого), экспедиция была прервана. Однако описания и литографии остались.

На рисунках, сопровождающих книгу, можно увидеть, как выглядела «Белая мечеть»: “Рельеф местности и определил конструкцию, необычную для Средней Азии: ниже фасада ступенью сбегает к воде двухъярусная терраса с тонкими колоннами, столбами, точно это дворец из волшебной сказки. Мечеть нового экстерьера имеет великолепное расположение. Она доминирует над городом. Величественный портал мечети выполнен зодчими с большим мастерством. Возведена мечеть из жженого кирпича и похожа на те, которые мы видели в Коканде”.

Кто же такие Шарль и Мари

Шарль-Эжен де Уйфальви (1842–1904), венгерского происхождения, был выдающимся востоковедом, антропологом и членом Венгерской академии наук, а также Русского географического общества. В 1880-х годах он организовал серию экспедиций по Сибири, Туркестану, Индии и Малому Тибету, став автором шеститомника «Французская научная экспедиция в Россию, Сибирь и Туркестан». За этот труд он был удостоен Ордена Почётного легиона.

Мари Бурдон — переводчица, писательница, литературовед. Она сопровождала мужа в экспедициях, стойко перенося все тяготы, и оставила вдохновляющий след в жанре женских путевых заметок. Её слова: «Путешествуйте, дамы, путешествуйте! Нет ничего лучше, чем открывать для себя мир — и возвращаться домой».

Мари де Уйфальви-Бурдон

Шарль-Эжен де Уйфальви — востоковед, антрополог, состоял действительным членом Академии наук Венгрии, членом-корреспондентом Русского Императорского географического общества. После поездки по Западной Сибири и Центральной Азии в 1881-1882 годы посетил Индию, Кашмир и Малый Тибет.

Результатом этих экспедиций стал шеститомник “Французская научная экспедиция в Россию, Сибирь и Туркестан”, за свой труд ученый как глава научной миссии был награжден Орденом Почетного легиона — высшего знака отличия Французской Республики.

Ошибка, превратившаяся в открытие

Долгое время считалось, что на литографии изображена мечеть Абдулла-хана II. Однако исследовательница Антонина Захарова нашла архивное фото с той же литографией, но под подписью «Шахрисабз. Дворец Аксарай. Место рождения Тимура» — при этом на заднем плане виднелась узнаваемая Сулайман-Гора. Используя экземпляр первого парижского издания книги Мари Бурдон из архива академика М.Массона, Захарова доказала: на изображении — мечеть сына Абдуррахмана абтабачы.

Позднее, под руководством профессора Джумамеделя Иманкулова, студенты КГУСТА создали точную миниатюрную копию этой мечети. К сожалению, макет остался невостребованным — а ведь он мог бы стать основой для реконструкции утерянного памятника архитектуры.

Кем был Абдуррахман абтабачы

Про сына Абдуррахмана мало, что известно, кроме упоминания о строительстве мечети. По некоторым неподтвержденным данным его звали Абдулхак. Однако история его отца — Абдуррахмана абтабачы более яркая и драматичная.

Абдуррахман происходил из кыпчакского рода. Его отец, минбашы Мусулманкул, был казнён в 1852 году после кровавого побоища в Былкылдаме (ныне — Узбекистан). Интересно, что именно Мусулманкул в своё время возвёл на престол 14-летнего Худояр-хана. Абдуррахман, несмотря на унижение должности абтабачы — подающего воду хану — смог дослужиться до военного командующего (минбашы), а позже, в 1875 году, перешёл на сторону повстанцев.

В январе 1876 года, вместе с сыном Худояр-хана Насреддин-беком, он сдался войскам генерала Скобелева. Абдуррахману сохранили жизнь, в отличие от других мятежников. Позднее он был выслан сначала в Оренбург, а затем — в Екатеринославль (ныне — Днепр, Украина), где ему назначили пенсию из доходов от ферганских владений. В 1881 году он получил звание подполковника, но умер, не дождавшись разрешения отправиться в хадж. Вместе с ним в ссылке были жена Зулайка и маленькая дочь. Где он похоронен — до сих пор неизвестно.

Абдуррахман аптабачы

Ссылка в Днепр

Абдуррахмана сослали в Оренбург. Кстати, сюда же ранее был сослан Худояр-хан, которого в 1876 году отпустили совершить хадж в Мекку. Одиннадцатый хан Коканда умер в 1882 году в Герате, Афганистан.

Генерал-губернатор Туркестана Константин Кауфман, изменив своё первоначальное решение, повелел этапировать Абдуррахмана в Екатеринославль (сейчас это город Днепр, Украина). Ему была назначена пенсия в размере трех тысяч рублей в год с доходов его владений в Ферганской долине. В январе 1881 года Абдуррахман освобождён от полицейского контроля с присвоением ему звания подполковника Российской царской армии. Через месяц он обратился к российским властям с просьбой разрешить ему совершить паломничество в Мекку. Абдуррахман умер 25 мая 1881 года, не дождавшись ответа на свою просьбу. Вместе с ним в ссылке находились его супруга Зулайка и маленькая дочка. Сведений, где похоронен Абдуррахман, неизвестно.

Ещё одно изображение мечети хранится в архиве востоковеда Якова Лютше, автора первого учебника кыргызского языка, в Музее антропологии и этнографии РАН. Увы, эта архитектурная жемчужина была уничтожена в 1950–60-х годах в рамках антирелигиозной кампании, вместе с другими памятниками — в том числе медресе Алымбека датки и молельным домом Бабура на Сулайман-Горе.

Сегодня мечеть сына Абдуррахмана абтабачы остаётся в памяти благодаря архивам, рисункам и усилиям исследователей. Её история — напоминание о богатстве культурного наследия Ферганской долины и о том, как важно его сохранять.

Текст: Incredible Osh

Поделиться ссылкой: