#Мавзолей Асаф ибн Бурхия. Тайна росписи мазара

#Мавзолей Асаф ибн Бурхия. Тайна росписи мазара

15 мая, 2023 Выкл. Автор IncredibleOsh

Благодаря помощи наших читателей нам удалось прочитать и расшифровать уникальную надпись внутри мавзолея Асаф ибн Бурхия (в досоветский период — мазар), расположенного у юго-восточного склона Сулейман-горы в Оше. Это, пожалуй, самый неприметный и в то же время малоизученный памятник истории города.

В поисках старых изображений мазара мы совершенно случайно обнаружили в архивах PastVu — информационного ресурса, посвященного ретро-фотографиям — редкий снимок интерьера мавзолея, сделанный в 1901 году поручиком российской армии Павлом Родственным во время его путешествия по Центральной Азии. Позднее эта фотография была воспроизведена в книге Басханова и Шевельчинской «И с казачьего пикета был уж виден Гималай», изданной в 2019 году.

Хотя в архивах сохранилось немало фотографий, сделанных Павлом Родственным, эта — поистине уникальна, поскольку на ней запечатлен именно внутренний интерьер мазара, а не его внешний облик, как это чаще всего бывает. Сегодня та изящная каллиграфия уже утеряна — стены мавзолея побелены, лишены орнаментов и надписей. Однако сама возможность восстановить старинную надпись — ценный шанс вернуть мазару историческое и художественное звучание.

Возможно, в этом деле могли бы помочь турецкие мастера каллиграфии. Почему именно Турция? Один из наших читателей, указал, что надпись на фотографии выполнена в стиле сулюс — изысканном направлении арабской каллиграфии, которое достигло своего расцвета именно в Османской империи, хотя его истоки уходят в гораздо более ранние времена. Помимо этого, по мнению историков, здание мазара в его современном виде относится ко второй половине XVIII – XIX векам — периоду, когда стиль сулюс господствовал в культуре Востока.

Что такое “сулюс”?

Сулюс — один из шести канонических стилей арабской каллиграфии, название которого с арабского переводится как «треть». Для этого стиля характерны округлые, плавно переплетающиеся формы букв. В средневековье сулюс широко применялся для написания заголовков, а также для оформления мечетей, минбаров и мазаров. Поэтому вполне логично, что интерьер мазара Асаф ибн Бурхия был украшен именно этим стилем.

Считается, что сулюс стал прародителем всей арабской каллиграфии. Если каллиграф владеет стилями сулюс и насх — это признак высочайшего мастерства. По данным портала Ислам и семья, название стиля сулюс связано со стандартным набором инструментов каллиграфа. Самый крупный инструмент — перо тумар — изготавливался из 24 конских волосков. Перо для стиля сулюс состояло из восьми, а также применялись варианты из 12 и 16 волосков.

Создателем стиля сулюс считается Абу Али Мухаммад ибн Али ибн Мукла (885–940), более известный как Ибн Мукла. Его судьба была трагична: будучи выдающимся каллиграфом при дворе Аббасидов, он стал жертвой политических интриг. После нескольких заключений ему отсекли руку, затем язык, и он умер в тюрьме. Несмотря на это, Ибн Мукла навсегда вошел в историю как прародитель не только сулюса, но и ещепяти стилей каллиграфии, за что его прозвали «пророком каллиграфии».

“Наибольшее развитие “сулюс” получил в Османской империи, оно произошло в три последовательных этапа, которые османские историки искусства называют «каллиграфическими революциями». Первая революция произошла в XV веке и была инициирована каллиграфом шейхом Хамдуллой. Вторая революция стала результатом работы османского каллиграфа Хафиза Османа в XVII веке. Наконец, в конце XIX века Мехмед Шевки Эфенди придал арабскому письму ту отличительную форму, которую он имеет сегодня. Самым известным каллиграфом, писавшем в стиле “сулюс” в его зените, считается Мустафа Раким Эфенди (1757–1826), художник, установивший стандарт османской каллиграфии, который, по мнению многих, не превзойдён по сей день”, — пишет Хамид Бекири.

Три каллиграфические революции

Что значила надпись в мазаре?

Внутренние стены мазара, судя по старинной фотографии, украшала каллиграфическая надпись в стиле сулюс. В вольном переводе она звучала как: «Пусть каждый год вам будет благословение» или «Пусть в течение года вам прибудут все благословения». По словам наших читателей, это — традиционное поздравление, актуальное и по сей день во время Рамазана или Курман айта.

Вот так, благодаря внимательности, знаниям и поддержке наших читателей, история одного из самых таинственных архитектурных памятников Оша — мазара Асаф ибн Бурхия — обросла новыми подробностями. И, возможно, это только начало.

Текст: Incredible Osh
Фотографии: Архив Института этнологии РАН

Поделиться ссылкой: