Главный приз V Кинофорума в Оше завоевал  фильм «Киндик эне»

Главный приз V Кинофорума в Оше завоевал фильм «Киндик эне»

14 мая, 2023 Выкл. Автор IncredibleOsh

На прошлой неделе в Оше с успехом прошел V Кинофорум женщин-режиссеров Кыргызстана, организованный общественным фондом «Творческих женщин Азии» при поддержке Министерстве культуры, информации, спорта и молодежной политики КР, мэрии Оша и Ошского государственного университета. На Кинофоруме приняли участие гости из пяти стран.

Пятый по счету Кинофорум был посвящен 90-летию кыргызского советского режиссера, дочери известного кыргызского акына Жусупа Турусбекова — Лиле Турусбековой. В день открытия зрителям показали о ней документальный фильм, прошли мастер-классы кинематографистов из Турции, Южной Кореи и Казахстана. Второй день был посвящен показам 14-ти фильмов, отобранных из полусотни. Это были короткометражные (не длиннее 40-ка минут) документальные и игровые фильмы.

Отличие первых от вторых в том, что документальные фильмы отражают реальность, рассказывают неизвестные истории, как правило, в центре — человек, его жизнь. Часто документальные фильмы становятся методом проведения кампаний по социальным вопросам. Есть разные виды документальных фильмов: эссе, дневник, расследование, наблюдение, портрет, анимация, этнография, экспериментальная документалистика.

Когда не получается найти героя по некоторым интересным и важным темам, сложно получить его согласие на съемку, или необходимо воспроизвести прошлое, то снимаются короткометражные игровые фильмы, где герои — профессиональные актеры, а сцены постановочные. В обоих направлениях есть свои нюансы.

Добрососедские отношения через совместные проекты

Иногда бывает не удается найти подходящего актера, тогда на экране чувствуется неискренность, натянутость и пафосность игры. Такие ощущения возникли во время просмотра игрового фильма «Топурак» («Земля»), созданного Алиман Токтогуловой (Бишкек) вместе с коллективом из Узбекистана. Умирающий вдали от родины глава семьи страдает, что нет доступа к родной земле, тогда один из сыновей отправляется в Узбекистан, чтобы собрать по горсти земли из разных частей страны и успеть привезти заветный мешочек отцу. Режиссер Алиман рассказала, что идея фильма возникла спонтанно, сценарий написал Умаржон Джумаев из Узбекистана. Съемки проходили там же в течение пяти дней. Зрителям этот легкий фильм понравился тем, что там был тонкий юмор, красивые картинки соседней страны, простой и понятный сюжет. Критики были более сдержаны в похвале. Как отметила Алиман, сейчас она работает над документальным фильмом о женщине из Маевки, которая собирает бездомных животных.

Игровой фильм из Узбекистана «Кулча» понравился хорошим подбором актеров, визуализацией, красивыми зарисовками старинной части Бухары. Парень Талиб, продающий тандырные лепешки, испеченные матерью, страдает от неразделенной любви — девушка вышла замуж за другого, более успешного парня. Каждый раз семья пекаря отдает оставшийся нераспроданный хлеб престарелой женщине, которую местные называют Кулча. Женщина делает сухари из черствых лепешек, посыпает толченным сахаром и угощает детей. В фильме игра контрастов — смена времен года от жаркого лета до снежной зимы под классическую музыку «Времена года» Антонио Вивальди. Веселая свадьба противопоставляется скромным похоронам женщины. Фильм быстрый, всегда в движении — парень на велосипеде, перемещения людей в узких улочках бухарской махалли, снег и ветер. Мало слов, мало героев, ничего лишнего.

Режиссер фильма — 30-летняя уроженка города Карши Севара Бекмуродова не смогла приехать на Кинофорум. Общность истории, схожие обычаи и обряды, отсутствие языковых барьеров — такие фильмы, созданные соседями, нравятся местным зрителям.

Яркие и необычные, смелые и непохожие — фильмы из Казахстана

На Кинофоруме два фильма женщин-режиссером из Казахстана вызвали неоднозначную реакцию зрителей и критиков. Первый фильм «Ноша, которую мы несем» Аружан Доссымкожа основан на реальной истории семьи, пострадавшей в трагических событиях в январе 2022 года в Алматы во время протестов «Канды Кантар» («Кровавый январь»).

4-летняя Айкол Мелдехан погибла 7 января, когда неизвестные обстреляли машину, в которой была вся семья. Отец Айдос Мелдехан позже сообщил, что в машине было 20 отверстий от пуль. Также пострадала 15-летняя дочь. По официальным данным, в событиях погибли 238 человек. Спустя полгода глава семьи рассказал журналистам, что виновные до сих пор не привлечены к ответственности. После этого на них стали оказывать давление и семья выехала за пределы страны.

Показать эту историю через документалистику было бы затруднительно, поэтому режиссер сняла игровой фильм с элементами докфильма — включением архивных кадров событий. В ее фильме главная героиня — женщина после сильного шока от потери дочери продолжает ее искать, утверждая, что дочь украл неизвестный мужчина. Фильм не имеет точно обозначенной концовки. Сложная тема, связанная с вопросами национальной безопасности, требует осторожного подхода к подаче материала.

Аружан рассказала, что пока взяла паузу в документалистике, пишет сценарий комедии с элементами драмы, планирует работать над полным метром.

Одна из участниц показа поделилась впечатлениями, что героиня не смогла хорошо сыграть роль матери, потерявшей ребенка, порой ощущалась наигранность, излишний напускной трагедизм. Смелость темы не всегда является показателем художественной ценности картины.

Второй казахский фильм «Прямой эфир» удивил нестандартным подходом, яркой визуализацией, он резко отличался от остальных картин. Режиссер 27-летняя Дайана Ибраева окончила Национальный университет искусства в Астане, затем курсы Киноакадемии в Лос-Анжелесе. Обучение в Америке помогло раскрыть авторский потенциал в нескольких работах.

Альтернативное кино «Прямой эфир» снят до пандемии, когда еще люди не были глубоко вовлечены в онлайн встречи. В фильме история о том, какими путями молодежь пытается добиться известности и стать востребованными. Сиюминутная слава и жестокие последствия — главный герой — художник лишает себя жизни в прямом эфире. Он страдал от невостребованности своих картин, когда общество предпочитало иные развлечения без запретов и ограничений. Жизнь как шоу. Человек умер, о нем забыли. Зависимость людей от гаджетов, поиск развлечений — немного напоминают сериал «Черное зеркало» (Великобритания).

«Снимая фильм, я старалась понять, что такое искусство в наши дни. Художник Марс — это отчасти я, мои поиски и размышления. В будущем я намерена дальше экспериментировать, есть задумка снять короткометражный триллер, пишу сценарий для полного метра. Когда снимала «Прямой эфир», была более категоричная, сейчас понимаю, что каждый фильм имеет право на существование».

Связь между двумя кинофестивалями

Более масштабный по охвату стран и известный правозащитной направленностью Международный фестиваль докфильмов «Бир Дуйно Кыргызстан» имеет связи с Кинофорумом фонда «Творческих женщин Азии». Фильм «Апа» Айданы Асан кызы был в прокате на XVI фестиваля «Бир Дуйно» осенью 2022 года в Бишкеке, также участвовал на V Кинофоруме в Оше.

Это история жизни 48-летней медсестры Асель, матери 8 детей. Муж не участвовал в съемках. За 17 минут зрители увидели, как непросто быть многодетной матерью, весь день проводить на ногах, бегая по палатам и успокаивая плачущих детей и тревожных матерей. Ночная смена прошла беспокойно, женщине не удалось поспать. Она испытывает финансовые сложности — в местном магазине берет хлеб и молоко в долг. Дома нужно успеть уделить всем детям достаточно внимания, немного отдохнуть и снова идти на работу.

Зрителям фильм понравился, но были замечания о технической части: отсутствие стабилизации во время съемки, качество звука, смена дальних и крупных планов. В документалистике допускаются подобные моменты на усмотрение создателей, они показывают документальность съемки, но зрителю хочется видеть более четкую картинку без скачков камеры и слышать хороший звук.

23-летняя режиссер Айдана Асан кызы выпускница бюджетного Кыргызско-Турецкого университета «Манас» факультета коммуникации, радио, телевидения и кино. «Я хотела стать журналистом, в ОРТ набрала 147 баллов, мне повезло поступить в «Манас», там я совместила журналистику и документалистику. Свой фильм «Апа» я представила на фестивале «Бир Дуйно Кыргызстан», в этой году на Кинофоруме женщин-режиссеров. Я была знакома с героиней Асель, хотела показать ее историю людям, как сложно быть матерью. Съемки продолжались 3 дня. Я стараюсь показать разные проблемы общества через документалистику. Сейчас работаю над фильмом по гендерным вопросам».

От одного фестиваля к другому

На фестивале «Бир Дуйно» в 2021 году тогда еще студентка «Манаса» Марина Сайфидин кызы (родилась в Оше) участвовала в конкурсе сценарных заявок, успешно защитила свой сценарий и получила финансовую поддержку на 1 тысячу долларов. «Будучи студенткой, я изучала тему детей с синдромом Дауна, это стало темой моего сценария. Полученные деньги потратила на проезд и недельное проживание в Оше для съемок, техника была предоставлена университетом. Фильм «21”3” стал моей дипломной работой. Я хотела рассказать позитивную историю, направленную на улучшение отношения к людям с этим синдромом».

Название фильма «21”3” отражает трисомию 21-й хромосомы, ведущей к синдрому Дауна. Фильм о жизни мальчика Алихана, который благодаря матери, ведет активную жизнь: ходит в частную школу, занимается спортом, посещает уроки рисования в художественной школе, участвует в общественных мероприятиях Оша. История семьи, в которой есть возможности заниматься развитием ребенка, мать руководит общественной организацией по поддержке семей с детьми с синдромом. Марина поделилась, что хотела бы, чтобы Алихан в будущем поступил в вуз, был счастлив.

История Марины показывает, как шаг за шагом следует идти к реализации своей идеи. Активность, целеустремленность, открытость к сотрудничеству помогают в творческой самореализации. В планах молодого режиссера продолжение учебы по документалистике в одном из вузов в Венгрии.

Выбор критиков

По словам критиков, в этом году выбор лучшего фильма Кинофорума был единогласный — 22-минутный игровой фильм «Киндик эне». Всем понравилась как актриса сыграла сложную роль — молодую девушку, студентку медвуза, ее парень вынуждает сделать аборт из-за отсутствия средств. Девушке снится сон, в котором в юрте незнакомая престарелая женщина благословляет ее новорожденного ребенка на счастливую жизнь. Затем девушка встречает старика, который возле больницы просит у людей плаценты после родов, чтобы предать плоть земле. Его отгоняют, считают сумасшедшим. Девушка проникается его идеей, после родов свою плаценту и еще от других рожениц вместе со стариком закапывают в землю с пожеланиями, чтобы на земле был мир и процветание. Фильм как размышление человека о его предназначении, сакральном связи с Родиной, возрождением утраченных традиционных связей с Матерью-Землей.

Создатели фильма получили главный приз Кинофорума — сертификат на техническую поддержку на сумму 50 тысяч сомов для создания следующей картины.

Все картины Кинофорума были интересными, некоторым требовалось улучшения технических моментов, другие не смогли добиться точного донесения идеи до зрителя, третьи увлеклись игровым кино, забыв о глубине замысла. Сложно сравнивать докфильмы и игровые, кому-то нравится игра приглашенных актеров, другие ждут историй реальных людей.

В целом, все отметили успешность Кинофорума, хорошую организацию всех мероприятий, насыщенность 4-х дневной программы, в которой совместили мастер-классы, показы, дискуссии, культурный досуг гостей города. Как отметила киновед Гульбара Толомушова, девушки совершили большой шаг в своем развитии, этот кинофорум стал важным историческим событием для региона и страны.

Подобные мероприятия нуждаются в еще большей поддержке со стороны государства, ведь они направлены на повышение уровня культуры в регионах, поддержку молодых и талантливых людей из разных стран. Киноиндустрия нуждается в продвижении. Организаторы надеются, что в будущем на фестивалях и форумах будут представлены картины, созданные на юге. Чтобы не было такого, что почти все кыргызстанские фильмы форума были представлены только выпускниками «Манаса». Также стоит задуматься о том, чтобы не допускать участие авторов, которые связаны семейными отношениями с теми, кто отбирает фильмы.

Популяризация короткого метра

Для кого снимаются короткометражные фильмы? Публика не всегда понимает замыслы создателей. Создатели не всегда могут внятно донести свои идеи до зрителей. В беседах о том, что важнее: уровень готовности зрителя понимать замыслы документальных и игровых фильмов или стремление создателей картин к доступности, были разные позиции. Люди, вовлеченные в создание и продвижение фильмов, говорили о том, что публику нужно образовывать прежде, чем показывать сложные картины. Документалисты не обязаны спускаться с небес на уровень зрителя — спорная позиция.

На чем основана элитарность некоторых создателей, для кого они делают свои картины, злоупотребляя недосказанностью? «Я — художник, я так вижу» — порой срабатывает против автора. Для кого картины? Для фестивалей, заумных бесед в узком кругу ценителей, для себя. Многие создатели против публичного распространения своих работ, чтобы оставаться «фестивальными авторами». А время проходит, спустя годы этот фильм теряет актуальность, так и не дойдя до широкой аудитории. На смену придут новые картины других авторов, согласных на распространение.

Доступность для показов и для понимания — интересные темы для дискуссий, которые почему-то обходят стороной. Каждый так и остается на своем уровне. Лишь некоторые массовые мероприятия типа фестивалей и форумов пытаются возместить пробел в связях, приглашая людей на открытые показы без оплаты входного билета. Но публика не охотно участвует. Кто должен идти навстречу? Обе стороны, безусловно.

Опыт проведения региональных показов докфильмов в регионах демонстрирует востребованность коротких докфильмов кыргызстанских авторов на правовые темы. Особенно интересны фильмы о судьбах сельских жителей из других регионов, зрители «примеряют» их истории, сравнивают, согласны сами стать героями докфильмов. Наиболее актуальные темы: сельская жизнь и трудоустройство женщин, реализация детей и людей с инвалидностью, решение местных вопросов через активность сельчан, вопросы выбора религиозного и/или светского образования.

Кинематография — не про деньги?

На Кинофоруме полдня обсуждали другую тему, не менее важную — финансовую поддержку женщин-режиссеров. По итогам бурного обсуждения было направлено обращение в Министерство культуры, информации, спорта и молодежной политики КР с целью выделения 50%-ной квоты бюджетных средств на создание контента женщинами-режиссерами.

23-летняя режиссер Жаркын Жусупбекова, автор социальной картины «Рядом, но далеко», поделилась, что идей много, но проблема №1 — поиск средств на производство. Молодым специалистам сложно наладить связи с теми, кто может оказать поддержку. Для привлечения денег из других стран нужны знания иностранных языков, умение налаживать коммуникацию, некоторая известность среди коллег.

Как отметила руководитель фонда «Творческих женщин Азии» Асель Жураева, женщины остаются без поддержки. Выделения бюджетных средств от государства добиваются лишь единицы, на что уходят годы жизни.  Режиссеры с опытом говорили, что приходится вкладывать свои средства в производство картин. Объединение усилий и проведение кампаний поможет сдвинуть проблему.

Жураева отметила удивительную особенность начинающих режиссеров — первый фильм содержит ту неповторимую искренность, которая улетучивается в последующих работах. Организация и проведение подобного Кинофорума направлена на поддержку молодых авторов, помощь в обмене опытом, идеями, налаживанию связей. Родом из Оша, Асель получила образование в Бишкеке, когда-то она сама делала первые шаги, снимая короткий метр, сейчас понимает, как важно вовремя помочь другим в раскрытии потенциала.

Участницы отмечали, что не нужно противопоставлять женщин и мужчин в кинематографии, важнее возможность творческой самореализации и результат. Но выделение квот — отличная идея, которую следует продвигать.

Специально для Incredible Osh Сахира Назарова Фото автора

На главной фото reporter.kg

Поделиться ссылкой: