Все дороги в Оше ведут к Сулейман горе

Все дороги в Оше ведут к Сулейман горе

19 августа, 2022 Выкл. Автор IncredibleOsh

С какой бы стороны вы не заезжали в Ош, можно увидеть характерные очертания Сулейман горы, которая возвысилась ввысь в историческом центре Оша. Сулейман гора давно стала визитной карточкой одного из самых древних городов не только Кыргызстана, но и всей Центральной Азии. На протяжении многих веков она притягивает к себе внимание всех. Сменяются государства и империи, приходят и уходят правители, только Сулейман гора не теряет своей значимости и сакральности. Наверное, потому что ее история тесно связана с именами легендарных личностей.

По своим геологическим характеристикам Сулейман гора это пятиглавый известковый останец. Известняк или известковый камень – осадочная, обломочная горная порода, преимущественно состоящая из карбоната кальция. А останец так в геологии называют изолированный массив горной породы, который сформировался после разрушения различными факторами. Сулейман гора вытянулась с запада на восток, ее длина составляет 1 140 метров, а ширина 560 метров, высота ее вершин 175 метров. Сулейман гора находится на высоте более 1 000 метров над уровнем моря.

Интересно, что до XVI века гора носила другое название Бара-Кух, и только начиная со средневековья ее стали называть Сулейман горой. В различных исторических источниках, датированных XIX-XX веками часто встречается словосочетание “Сулейман тахти” или “Сулайман таг”, что в переводе на русский можно перевести и как “трон Сулеймана”, и как “гору Сулеймана”.

“Гора эта составляет характерную особенность города Оша. Она поднимается над ним и среди него обрывистым островом в виде сросшихся друг с другом трех утесов. У подошвы этих утесов старый сад из вековых тополей чудовищной толщины и высоты, должно быть, еще сверстников Тимура”, — так описывает гору российский этнограф Евгений Марков во время своего путешествия по Ферганской долине в 1901-1903 годы, которые стали активно исследовать Ферганскую долину после вхождения в состав Российской империи южных регионов Кыргызстана.

Мазар Асаф ибн Бурхия

“В густой тени их и под сенью Сулеймановой скалы — полутемная часовня, посредине ее стоит массивная каменная гробница, укрытая красными покрывалами. Под темным куполом часовни, вместо лепных карнизов, обвивают ее круглые стены двойным поясом громадных черных и красных букв куфические арабские надписи из Корана”.

Вероятно всего российский этнограф Евгений Марков так описывал мавзолей (а тогда назывался мазаром) Асаф ибн Бурхия у южного подножия горы за Ошским национальным историческим музеем. К сожалению, сегодня кораническая надпись о которой говорит автор утеряна. Но у нас есть уникальный снимок, сделанный поручиком российской армии Павлом Родственным в 1901 году. Утерянная надпись была сделана в стиле “сулюс”, одним из шести почерков арабской каллиграфии. Очень популярной во времена Османской империи. В этом стиле чаще всего украшали мечети и мазары. Историки называют “сулюс” прародителем арабской каллиграфии.

Происхождение мавзолея связывают с именем визиря легендарного царя Сулеймана (Соломона), который, кстати, приходился дядей по материнской линии Сулейману. Напомним, что Сулейман (Соломон) правитель объединенного царства на Ближнем Востоке. Согласно преданию Асаф ибн Бурхия завещал похоронить себя у подножия горы. Неизвестно на самом ли деле в мавзолея есть захоронения или это всего лишь легенда. К сожалению, в советские времена в результате антирелигиозных кампаний многие мечети, мазары и церкви были разрушены, утеряны документы, исторические записи.

В 1911 году в Оше побывал ученик академика Василия Бартольда востоковед Лев Зимин, который так описал мазар в своих записках “Мусульманское сказание про город Ош”: “Мазар, которому присвоено имя Хазрета Асафа ибн Бурхия, находится в Оше, у подножия Тахт-и-Сулейман с юго-восточной стороны ее. Представляет он из себя здание не особенно старой построен из жженного кирпича, обычного в Средней Азии типа. Входом служит высокая арка, перегороженная деревянной решеткой. Эта арка внутри красиво раскрашена под мозаику. В глубине арки находится резная дверь, запертая железным замком, прикрепленным железной скобой в виде рыбы.

На двери вырезано имя уста, делавшего дверь, некоего Ахмеда, а над дверью золотом по синему фону написан хадис о Сулеймане. Около двери помещается три камня овальной формы с наполовину стертыми арабскими надписями, на которых не удалось ни прочесть ничего связного, ни найти какую-либо дату”.

Во внутрь Зимину не удалось зайти, но хранитель мазара сказал ему, что внутри большой камень над могилой Асафа. К мазару примыкала соборная мечеть.

В результате археологических исследований историкам удалось установить, что нынешнее отреставрированное здание мазара было построено в XVIII-XIX веках на остатках основания надмогильного сооружения из жжённого кирпича, относящегося к XI-XII векам, когда на этих просторах простиралось Караханидское государство. От этого этот мавзолей не теряет своей исторической значимости. Даже наоборот такая запутанная история этого исторического памятника делает ее еще более привлекательной для туристов, интересующихся историей.

Дом Бабура или худжра основателя империи моголов

“Наверху скалы тоже стоит мазар с маленьким каменным купольчиком; внутри его татарские и арабские надписи. В полу вделан какой-то черный камень, пользующийся особым уважением правоверных. Около мазара водружена, в виде флагштока крепости, треногая вышка, оставшаяся от производившихся здесь измерительных работ и довольно кстати венчающая собою вершину утеса. В тени галерейки мазара нам опять разостлали коврики, и, откуда ни возьмись, явился и неизбежный дастархан на подносе, и холодная вода в глиняном кувшинчике, и кок-чай в медных кумганах”, -вспоминает этнограф Евгений Марков.

Этот знаменитый домик Бабура (так ошане чаще называют это сооружение) на небольшом плато на Сулейман горе. Иногда его ошибочно называют “мечетью Сулейман тахти”. На самом деле это худжра, так в мусульманских странах называют небольшую комнату в медресе, в котором молились или отдыхали паломники.

Сам автор этого сооружения, основатель империи моголов на Индостанском полуострове Захириддин Мухаммед Бабур в своем трактате “Бабур наме”, датированном началом XVI века писал: «К юго-востоку от крепости стоит красивая гора, называемая Бара-Кух. На вершине этой горы Султан-Махмуд-хан построил худжру. Ниже ее, на выступе горы, я тоже построил, в девятьсот втором году, худжру с айваном. Хотя его худжра стояла выше моей, моя была расположена много лучше: весь город и предместья расстилались под ногами».

К сожалению, оригинальное здание худжры Бабура было разрушено в 1963 году во время антирелигиозной кампании. В 1990-ые годы молельный дом Бабура был восстановлен, но сильно отличался от оригинала. Это заметно, если сравнить фото того времени. Но, это современная часть истории дома Бабура не умаляет ее исторической значимости. Сулейман гора имела особое значение и в библейские времена, и в средневековье. Кто его знает, может быть именно на Сулейман горе, Бабуру виделись будущие планы покорения Афганистана, Индии и создании новой империи?..

Послесловие

Тысячелетняя история Оша тесно связана с Сулейман горой, а она в свою очередь с именами легендарного царя Сулеймана (Соломона), с которым связывают название самой горы и мазар у южного склона, а также с основателя империи моголов в Индии великим Бабуром. Два исторические личности с которыми так или иначе связана история Оша. Почему мы не используем в туристическом продвижении Оша?..

Текст и фото IncredibleOsh. На главной фото Зафера Динчера.

P.S. Исторические фото из открытых источников.

Поделиться ссылкой: