Вечно манящая к себе Сулейман гора

Вечно манящая к себе Сулейман гора

26 июня, 2022 Выкл. Автор IncredibleOsh

По традиции мы ещё публикуем научно-популярные работы, посвященные истории Оша. Сегодня вашему вниманию предлагаем статью доктора филологических наук, профессора, доцента ОшГУ и РГУСУ, директора Центра исследований и мониторинга интеллектуальных ресурсов Венеры Сабировой, опубликованной в брошюре «Природа в культурах этносов Кыргызстана: традиции и современность» в 2012 году. Текст публикуется без сокращений.

«В центре города Ош стоит Сулейман гора или как ее в народе любовно называют “Сулейманка”. Не так уж много в мире городов, украшенных естественными горами: Иерусалим, Рио-де-Жанейро, Мехико, Худжанд, Алматы…

Однако только городу Ош придаёт особую прелесть и магнетизм пятиглавая красивая гора, ее не зря называли в древности “Бара-Кух”, что означает на фарси “Свободно и одиноко стоящая красивая гора”. Последнее звено в цепи Чиль-устунских гор содержит мраморированные известняковые породы, которым 300-350 миллионов лет. Она появилась в результате горообразовательных процессов около 30 миллионов лет назад. Протяжённость горы сейчас равна 2 км, ширина 250 метров, высота местами достигает 165-175 метров, над уровнем моря составляет 1106 метров.

Сотни петроглифов на скалах и каменных плитах, стенах пещер и гротов говорят о времени их появления с эпохи позднего неолита (5-6 тысяч лет назад) до бесцеремонных надписей наших современников.

Наиболее значимая своей важностью надпись на южной стороне первой вершины выполнена куфическим шрифтом, которое частично расшифровал известный востоковед, профессор Петербургского университета Н.И. Веселовский в 1885г., содержит имя саманидского эмира Насра ибн Ахмеда и дату 329 год хиджры (940 гг.).  

Археологические раскопки у подножия горы советских ученых середины 20 века Ю.А. Заднепровского, Е.В. Дружининой, позволили найти научное доказательство древности одного из жилищ сакского племени усуней эпохи поздней бронзы. Радиоуглеродный анализ сгоревшего угля показал, что ему более 3 тысяч лет. Это означает, что Ош является ровесником древнего Рима.

Кстати, по одной из версий название города произошло от трансформированного “Усуни — ус — уш — Ош”. Да и в произведении средневекового историка и поэта, правителя Андижана Мухаммеда Захириддина Бабура “Бабур-намэ” (1496 г.) упоминается о чистом воздухе, проточной воде, красивой весне и горе под названием тогда еще “Бара-Кух”.

Название горе “Тахт-и-Сулейман” (Трон Соломона), видимо, было дано позднее, в 15-16 веках. По одной легенде, отцом-основателем города явился праотец всего человеческого рода Адам, по другому преданию, великий завоеватель половины древнего мира Александр Македонский, который во время похода на Персию добрался и до этих земель. Третья, наиболее распространенная, версия гласит, что библейский пророк Соломон (Сулейман) гнал впереди своего войска пару волов с плугом, чтобы весеннюю пахоту не пропустить даром. Когда волы остановились перед высокой горой, Премудрый произнес: “Кош”, что означало: “Остановитесь, привал!”, вот так и возник город с названием Ош. Пророк Сулейман якобы поручил джинам и ифритам провести к этой горе воду, так появились река Ак-Буура (что означает “Белая верблюдица”) и у подножия горы священные каналы Джупас-арык (Нижний) и Джаннат-арык (Райский).

По другой вариации легенды, Соломон скакал на своем коне, а копыта его зацепились за вершину горы. Прилег там пророк отдохнуть, где его Аллах и оставил навсегда лежащим (тахт) и превратил его в камень (таш, тоо). Еще по другой вариации, из работы А. Симонова “В предгорьях Алая” (1887 г.), славный, великий и могущественный царь Соломон покорил горожан, и в честь этого события поднялась гора, которую назвали троном Сулеймана.

Историк А. Захарова считает, что имя библейского царя Соломона появилось в связи с гонениями из Византии христиан несторианского толка, объявленных еретиками после Эфесского собора в 431 г. Этим объясняется и появление соответствующих петроглифов – несторианских крестов.  

Этимологию названия города Ош связывают также с зороастрийским речным божеством Оахшо, поскольку здесь существовал один из самых ранних храмов воды, по сведениям арабско-персидского источника ибн Хаукаль. Знаки соляриса в числе прочих петроглифов явились тому прямым доказательством. Известно, что в город ведут также ворота огня и воды, символические изображения которых сооружены из белого камня в 3-х разных частях подножия горы к празднованию 3000-летия Оша в 2000 году. Не зря восхождение на Сулейман гору считается приравненным к паломничеству в священный город мусульман — Мекку. Хотя история и не сохранила ни древней крепостной стены, ни цитадели, ни соборной мечети возле знаменитого на всю Среднюю Азию базара.  

Легенды и предания наделили Сулейман гору священной силой, способной исцелить любые недуги, отсюда и названия этих сакральных мест: “тешик таш” (голову, репродуктивную систему), “чакки тамар” (глаза), “кол-таш“ (руки), “бель-таш” (спину), кыл-коприк (безвинную душу), “домик Бабура” (любой недуг), пещеры “Эхо любви” (Махабат жаңырыгы), “Рушан ункур” (пещера орлов), Кекликучар (Взлет куропаток), “Каттама тоо” (слоистая гора) и многие другие. А сколько деревьев содержали на своих ветвях множество цветных ленточек от одежды многочисленных паломников!

По верованию, дух Соломона забирает болезнь из тела, которое было прикрыто одеждой, с коей оторвана эта полоска ткани. Людям свойственно верить только в хорошее, а кусочек вещи как бы материализует эту позитивную надежду. Возможно, это просто эффект плацебо, то есть люди внушают себе мысль о том, что им помогает святые духи горы или ее отдельных мест. Но разве не в пользу им эта чудодейственная сила?

Видимо, еще очень долго Сулейман гора будет магнитом для горожан и гостей нашего древнего города Ош.

Литература:

1. Апполонова Т.П. Каменная книга Сулеймантоо.-Вестник ОшГУ,2001.- С.210.

2. Айдашев Т. Город Ош. Краткий краеведческий очерк. — Фрунзе, 1983.

3. Бабур Мухаммад Захириддин. Бабур-намэ. — Ташкент, 1993. — С. 18.

4. Захарова А.Е. Историко-архитектурное наследие города. – Ош-Дубай, 1997.

5. Кравцов М., Сулина М. Ош. Путеводитель. — Жалал-абад, 1982.

6. Марков Е.Л. Фергана: путевые очерки Кокандского ханства.- С., 1893. — С. 24.

7. Помаскин Б. Так что увидят туристы в Оше? — Ленинский путь, №992, 2004.  

8. Симонов А. В предгорьях Алая. / Туркестанские ведомости. — 1887. nn. 2-5.

9. Энциклопедия Ошской области. — Фрунзе, 1983.

На главной фото Влада Ушакова

Поделиться ссылкой: