Алёна Готвянская: Казалось, что меня в Оше знали все
8 апреля, 2021«Универсальный солдат» — От ди-джея до куратора образовательных и культурных проектов. Известная в прошлом радиоведущая Алёна Готвянская (в девичестве Салиева) рассказала о своей работе на радио, в местном храме, в разных организациях.
У вас очень интересный и непростой жизненный путь. Сначала мир узнал о вас через ваш голос — звонкий, бодрый, оптимистичный, когда вы работали на радио. Расскажите этом периоде вашей жизни, как вы пришли на радио, как прошёл ваш первый эфир? Какими чертами должен обладать радио ведущий?
Как часто бывает, когда тебя ведет судьба, на радио я попала действительно случайно. 1998 году, закончив Ошский государственный педагогический институт и получив профессию педагога, размышляла над тем, чем теперь заниматься. Почему размышляла? Потому что не собиралась работать учителем, еще во время учебы поняв, что мне это не очень интересно. Пролистывая газету с объявлениями, увидела следующее: требуются ведущие для работы на радиостанции, и кажется все. Не было ни пояснений, ни информации о том, что это за радио. Вспоминая прошлое могу сказать, что радио я тогда даже не слушала, и не подозревала о существовании местной радиостанции. И тем не менее я подумала, что это как раз для меня. И вот с такой легкой пустотой в голове и надеждой на то, что все у меня получится, позвонила по номеру телефона и мне назначили встречу.
О том, как называется радиостанция, я узнала только когда пришла на собеседование — радио «Алмаз». Со мной поговорил редактор Эрнис Мамырканов, и уж серьезно не знаю, что он там во мне смог увидеть, но принял меня на стажировку и стал готовить к первому эфиру.
В 1998 году у нас в Оше даже понятия никто не имел что значит быть профессиональным ди-джеем. Потому учились мы, работая и работали учась. Конечно, наш редактор обладал определенным набором знаний и практики, которые передал и мне, но и самостоятельной работы было проделано очень много. Тогда ведь еще не было интернета и информацию можно было получать только из газет или просиживая в библиотеке. Что я и делала, писала короткие тексты на определенные темы, дома вслух их прочитывала, потом показывала свою работу редактору. Он вносил правки и в текст и учил как подавать себя только с помощь голоса. Было жутко интересно и главное, у меня все получалось.
Но самое незабываемое воспоминание — это первый эфир. Сейчас бы его назвали онлайн эфиром, где у тебя нет права на ошибку и все, что ты сделаешь будет в единственном экземпляре, здесь и сейчас. Это сегодня любой школьник с легкостью выйдет в эфир и свободно ведет себя перед микрофоном и камерой, а в то время это было что-то невероятное.
Я жутко переживала, хотя эфир был ночной, и редактор успокаивал меня тем, что людей, кто меня услышит будет немного, но все же…. У меня были готовы множество подводок на разные темы, я знала их почти наизусть и в голове держала только их, но радио — это же еще и музыка! Моим так сказать куратором на первом эфире был Рустам Калбаев. В эфирке также присутствовал и Джон Домовой, два ди-джея, которые, как оказалось были уже очень популярные в городе. Но так как я была далека от всего радийного, мне думается, я даже не осознавала силу радио, которое было единственным на юге страны и соответственно те счастливчики, которые сидели за эфирными микрофонами для подростков и молодежи того времени были по-настоящему звездами, сродни актерам или известным телеведущим.
Так вот, возвращаемся к музыке и здесь снова нужно лирическое отступление. Наше поколение хорошо помнит, что такое кассетный магнитофон. Наверное, сегодняшние 15-ти то и 20-ти летние уже не используют даже в речи это словосочетание. А для нас это была реальность. Так вот музыка, которая звучала в эфире, транслировалась с кассетных магнитофонов, где использовались кассеты с записями песен. Так вот прихожу я вся такая настроенная на поговорить и Рустам меня спрашивает: «А ты музыку себе подготовила?» Я, конечно, в ступоре: «Музыку? А как это?» Он усмехнулся и говорит: «Я тебе сегодня сам все подготовлю, а ты смотри и учись, потом будешь уже сама». Он мне показал огромный шкаф, в котором было, наверное, более 300 музыкальных кассет. И вот, как оказалось, мне необходимо было подобрать песню, найти ее на запасном магнитофоне, отмотать к самому началу и отложить. Если мой эфир длится 1 час, то надо посчитать: каждая песня или мелодия длится в среднем 3 или 3,5 минут, в часе их должно быть не менее 20, плюс 5 на запас. Соответственно перед началом эфира необходимо было составить стопочку подготовленных кассет в 25 шт. Сначала это было сложно, но потом конечно все отработалось до автоматизма, и я успевала находить нужные песни в процессе эфира. Но не буду рассказывать много о технических подробностях, могу сказать, что сложностей было много, ведь техника того времени была не очень удобна для работы радиостанции. Но мы умудрялись на двух магнитофонах делать отличные миксы и переходы и все это даже не переставая говорить и ведя беседу с радиослушателями.
Мы все — ди-джеи того времени пережили просто взрывной период своей звездности. Когда, проходя по улице я слышала за спиной шепот: «Смотри это же Алена Салиева»! Казалось, что меня в Оше знали все!
Когда вы поняли, что на радио вы проявили себя максимально и нужно двигаться дальше? Кто вам помог в плане поиска самой себя и как это происходило?
Период, когда я пропала из эфира, вовсе не был периодом без радио. Это было временное отсутствие. Так как я вышла замуж и родила дочь и конечно пару лет моей жизни были посвящены только семье. Но после этого я еще немного работала на радио, далее в газете «Итоги недели», потом судьба привела меня в Бишкек, где я также работала в сфере СМИ – на радио «Ретро» и на телевидении. Получается, что я стала ди-джеем, журналистом, телеведущей и все это без корочки журфака, изучив тонкости профессии в основном на практике.
Мы до сих пор поддерживаем связь со всеми, кто прошел школу радио, это «Алмаз» — Рустам Калбаев, сейчас он работает на радио «Ретро», Елена Песочина — мега популярная ведущая радио «Европа плюс» в 2000-х, сейчас она директор радио «City FM», Алтын Камчиев, голос которого вы слышите сейчас в рекламах и видите его на ТВ, Джон Домовой – профессионально занимается музыкой в России, у него классная ковер группа. Это наша молодость!
Некоторое время вы работали в Храме Архангела Михаила. Что для вас означает вера и религия? Вы видели нужды прихожан, что у вас происходило в душе, когда вы стремились помочь каждому? Наверняка вы стали психологом, уничтожить разбираться в людях, чувствуете боль и страдания других.
Был такой период в моей жизни, когда по семейным обстоятельствам я несколько лет провела без работы, дома. Это тоже было неплохо, но даже за это безработное время я успела организовать два музыкальных детских фестиваля. Которые, признаюсь честно, делала с личным интересом. Моя дочь занималась музыкой, играла на гитаре, пела в девчачьей группе, которую организовал педагог и музыкант Турлан Осмонов. Ну а мама есть мама, хотела, чтобы девчонки пели на сцене и вместе с друзьями организовала пару музыкальных мероприятий. В которых, кстати активное участие принимала школа «Светоч», под руководством Виктора Викторовича Реймгена, который также является настоятелем Храма Архангела Михаила в Оше. Так вот после отец Виктор предложил мне написать проект в Фонд поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество», г. Москва, вернее даже два проекта, посовещавшись, мы решили, что один проект будет созданием военно-патриотического клуба «Наследие», второй — детской театральной студии «Созвездие». Проекты, где я была руководителем, я же и написала, отправила для рассмотрения в Фонд. Было очень приятно и радостно, когда сообщили что наши проекты поддержаны и можно начинать работать. Так я попала в Храм и так появились на свет клуб «Наследие», который уже 4 год продолжает действовать в школе «Светоч» и театральная студия. Мы с огромным удовольствием работали с ребятами, настраивали военно-патриотическую работу, трудились над спектаклем с маленькими актерами. Несмотря на то, что сам проекты были краткосрочными, мы общими усилиями смогли продолжить их жизнь и после того, как финансирование от Фонд закончилось.
Я же еще недолгое время оставалась в Храме, продолжая работу по проектам и одновременно помогая отцу Виктору в бумажной и другой работе как Храма, так и школы. Могу сказать, что всегда была верующим человеком, но, откровенно говоря, не была «истовой» прихожанкой, думаю это для особой категории людей. Я сторонница равновесия, надо просто жить, как говориться по-человечески, работать, помогать по мере возможности людям, да в общем и все.
В чем заключалась ваша работа в Центре науки и культуры в Оше? Насколько важное значение имел работа по укреплению русского языка в регионе и насколько это сложно?
Через полгода я начала работу в Центре науки и культуры в Оше (РЦНК в Оше) Представительства Россотрудничества в КР. Сфера моей непосредственной деятельности в РЦНК полностью соответствовала моим умениям и навыкам. Я занимала должность куратора образовательных и культурных проектов и в этом смысле центру со мной повезло, так как я была готовым куратором, имеющим связи, необходимые контакты, опыт и соответствующую репутацию.
Несмотря на то, что во время моей учебы я не хотела заниматься воспитанием и обучением, но так получалось что я была часто в контакте с детьми и подростками и на новом месте я просто продолжила это делать. Без скромности могу сказать, что я настоящий «универсальный солдат». Могу не только подать идею мероприятия, но и составить план работы, организовать людей, убедить их выполнять все необходимое, собрать соответствующую категорию зрителей и участников, а также еще и быть ведущей всего этого на сцене или в любом другом месте.
Поэтому работать мне было легко и приятно. К тому же я познакомилась и с новой частью работы это образование и конкретно работа в гуманитарной сфере по поддержке и продвижению русского языка и культуры в нашем южном регионе страны. А вот здесь уже возникали конечно некоторые трудности и заморочки. Успех такой работы зависит от многих факторов, здесь необходим интерес Кыргызстана на государственном уровне и ответные реакции нашего партнера России, важно правильно мотивировать не только чиновников на двусторонние отношения, но и заинтересовывать простых граждан, а особенно школьников и студентов. Центр с одной стороны имеет много возможностей для этой работы, а с другой стороны Российской Федерации заинтересованной в распространении русского языка необходимо делать намного больше, чем частично помогать школы учебной литературой и организовывать музыкальные концерты. Вы конечно знаете, что недавно Ош посетила делегация Министерства просвещения России и Министерства образования России. Во время их визита обсуждался в том числе вопрос строительства школ, в которых обучение будет вестись по российским стандартам и на русском языке. И это уже на самом деле серьезные шаги. Надеюсь, что эти проекты не останутся только на бумаге, как пять лет ждал своего воплощения проект филиала МГУ в Оше.
Находясь на своем посту и являясь гражданином Кыргызстана, жителем города Ош, а также представителем многонациональной семьи (моя мама татарка, папа — кыргыз) я очень хорошо знакома с нашей ментальностью, понимаю культуры народа, потому смогла наладить хорошие партнёрские связи с учебными организациями южного региона, организациями соотечественников, молодыми педагогами, молодежью. А также обрела новые знакомства с российским организациями, начиная от Минпросвещения и заканчивая студентами российских вузов. И не сильно вдаваясь в дипломатические тонкости, хочу сказать одно, что от того, какие руководители стоят во главе российских представительств, а особенно, связанных с образованием, зависит напрямую успех деятельности. Я не сменила до сих пор гражданство на российское, как многие сейчас, и считаю себя патриотом своей страны. Я нахожусь здесь и сейчас в Кыргызстане, пусть на своем не очень важном в государственной иерархии месте, но работаю на развитие своей страны, активно используя доступные мне инструменты. Необходимо, чтобы Россия более тщательно подбирала кадры для работы в нашей стране и тогда, я уверена, наше сотрудничество будет на порядок эффективнее.
К сожалению, моя деятельность на этом посту закончилась немного неожиданно, но тем не менее считаю, что приобретенные новые практики и знания станут мне хорошими помощниками в освоении новых горизонтов.
У вас уже взрослая дочь, чем она занимается?
Мое дочке сейчас 21 год. С первого класса она училась в школе «Светоч», будучи в 10 классе, уехала по учебной программе в Южную Корею, где закончила старшую школу и поступила в университет. В данный момент она закончила и университет по специальности «Отельный бизнес» и сейчас начала работать по своей профессии. Знает отлично английский и корейский языки, за годы учебы в другой стране, даже не забыла и два своих родных языка русский и кыргызский. Я очень надеюсь на то, что у нее будет интересная, насыщенная хорошими событиями жизнь и она сможет реализовать свои желания и мечты.
Весна – период обновления и перемен, какие изменения у вас произошли?
Действительно так сложилось, что с наступлением весны и у меня наступил новый период в жизни. Совсем недавно я вышла второй раз замуж, счастлива и любима в браке. Надеюсь на то, что смогу снова полноценно работать, создать что-то новое. У меня много друзей и партнёров, думаю скучать будет некогда. Но вот прямо сейчас я наслаждаюсь спокойствием, налаживаю новую семейную жизнь и собираюсь с новыми силами для будущих проектов!
Спасибо за интересную беседу, поздравляем вас и желаем всего наилучшего!