Святые места Оша: Сулайман-тоо
8 августа, 2018Сулайман Тоо является одной из самых известных и крупных святынь юга страны. Святая гора расположена прямо в центре города и условно разделяемого на две части. Ош многие мусульмане называют «Второй Меккой». Местные мусульмане верят, что пророк Сулайман, сын пророка Даута, бывал здесь, и следы его сохранены до наших дней.
Паломники считают святым весь комплекс: саму гору и пять ее вершин, пещеры, домик Бабура;деревья, растущие на склонах горы; камни, лежащие там; отпечатанные на них следы; могилы, расположенные вокруг горы Сулаймана.
Высота Сулайман горы составляет приблизительно 175 метров. Она находится на высоте более 1000 метров над уровнем моря. Длина ее около 1140 метров, а ширина – более 500 метров. Самыми известными пещерами являются пещеры Эшен, ЧебериТамчы тамаар.
У паломников и просто посетителей вершины гор вызывают разные ассоциации. Одни считают, что контуры вершин горы напоминают слово “Аллах”, написанное арабской вязью, другие видят там старца, лежащего на боку. Также бытует мнение о том, что на поверхности горы есть отметка пророка Сулаймана. Название святой горы связано именно с его именем.
На западном склоне горы находятся останки Ошского городища, относящиеся к чустской культуре. Артефакты, найденные в этих местах, подтвердили факт 3000-летия города Ош[1].
Сулайман или Бара Кух – это название всей горы. Каждая ее вершина имеет свое собственное имя. У знатоков есть разные интерпретации названий вершин. Мы предлагаем трактовку одного из старших смотрителей Сулайман Тоо, служителя ислама с советских времен, ажы или муллы, совершившего паломничество в Мекку, — Алымбека Култаева.
Буура тоо. На этой вершине расположен домик Бабура и именно здесь располагалась молельня (мечеть) пророка Сулаймана. По другому это место называют кадамжай: кадам – шаг, жай — место, то есть, место, где пророк оставил свой след. В начале домик Бабура и молельня пророка были двумя отдельными, близко друг к другу расположенными помещениями. В 1952 году, во времена Советской власти и идеологии атеизма, домик Бабура был уничтожен. И тогда домик Бабура и молельня стали одним местом, которое называют өжүрө. Внутри өжүрө, согласно словам Алымбека ажы и народной вере, сохранились отпечатки тела пророка Сулаймана. Смотрители показывают паломникам отпечатки лба пророка, его ладоней, колен, которые он оставил во время совершения намаза — молитвы. В задней части өжүрө можно увидеть место, где пророк, лежа на спине, смотрел в небо, и отдыхал.
Шор тоо. Шор переводится как соль – это вершина, покрытая белой солью. Тому, кто пристально смотрит на вершину, белый цвет хорошо заметен.
Гора Рушан Тоо или Равшан тоо. Смотритель Алымбек ажы Култаев, объясняя происхождение данного названия, отсылает к арабскому языку, где рушан означает “солнечная гора”, или “гора, излучающая свет”. В персидском языке слово рушан или раушанимеет близкие смыслы: светлый, источающий свет.
Ээр тоо или келин таш тоо. Вершина горы напоминает седло и в то же время силуэт женщины, лежащей на спине. Иногда эту вершину называют еще каттама таш – слоеныйкамень. Если смотреть на северный склон вершины, она, в самом деле, напоминает такой камень.
Кекилик учаар тоо – гора, с которой взлетают куропатки, так буквально переводится название вершины.Старики раньше говорили, что с этой горы взлетают куропатки в сторону Керме Тоо. Гора Керме Тоо не входит в комплекс святой горы и расположена в западной части города.
Паломники верят в чудодейственные свойства пещер, расположенныхв святой горе. Так, на Буура Тоорасположены две пещеры. До одной из них — той, что расположена в северной части, очень трудно добраться, ей так и не дали имя, и она до сих пор почти не исследована.
Вторая пещера — Чака-тамаар (таамар в переводе с кыргызского означает капающий). Знающие паломники говорят об удивительных свойствах этой пещеры. Но когда только входишь в пещеру, она кажется страшной. К тому же, поначалу войти туда можно только одному человеку и то ползком. При свете свечи в пещере можно увидеть камень, видимо, принесенный водой. По форме он напоминает книгу. Некоторые знатоки Корана утверждают, что на нем высечен отрывок из аята “Аятал Курей”. Со сводов пещеры капает вода. Весной в пещере кожа быстро увлажняется. Среди паломников бытует мнение о том, что капающая вода обладает полезными свойствами.
На вершине Шор расположена пещера Кызыл-үнкүр. Здесь же располагается еще одна пещера – Чилтенкана, другое ее название Тешик-Таш, она имеет три входа. Говорят, что к этой пещере в основном совершают паломничество мужчины.
В горе Рушан есть пещеры Тепе-үнкүр, расположенная на самой вершине, и Эшен-үнкүр. В народе Эшен-үнкүр называют пещерой, предназначенной для размышлений.
Пещеру, расположенную на вершине Кекилик, называют Нуркыз (Үркыздарили нур кыздар – девушки лучей солнца). По словам знатоков в той пещере обитают духи үр — невинных, святых девушек. Совершают паломничество в эту пещеру в основном женщины.
Помимо этого места в комплексе Сулайман горы есть немало других святых мест с благодатными свойствами. Например, Бел-Таш (спинный камень). Говорят, если скатываться с того камня, можно излечить заболевания суставов и позвоночника. Есть другие места под названием Кол-Таш и Бешик- Таш.
В 1976 году на склоне горы Равшан был построен музей. Там хранятся археологические и этнографические памятники и находки. Молодые географы проводят здесь практические занятия, изучая растительность на склоне горы.
Существуют разные легенды о происхождении Сулайман горы. По религиозной легенде, пророк Сулайман пришел сюда из Палестины и построил здесь свое царство. Он скончался на 60-ом году жизни. По другой версии, гору назвали в честь святого по имени Сулайман, жившего в средние века и пришедшего сюда из Узгена. По сведениям Алымбека Култаева, в средние века эта гора называлась Бара Кух. В исламе “бар” – это одно из 99 имен бога, которое означает божественную способность созидать на пустом месте, отмерять и давать необходимое.
Раньше у святой горы было четверо ворот. На сегодняшний день известно о двух: Суу (вода) и От (огонь). Ворота Суу расположены в восточной части, а название свое получили из-за водопада, расположенного неподалеку. Раньше люди поклонялись горным водопадам и, очищаясь или лечась, купались в них. В 9-10 веках там построили баню. А у южной части горы сохранились «огненные» ворота, они стоят на горе, на которой расположен музей.
Паломники верят, что гора Сулайман-Тоо изначально была сотворена богом в таком виде, в каком дошла до нас. Как утверждает ажы Култаев Алымбек, отец Адам и мать Обо сошли из рая в Хиндистан. Ночью они спустились к горе Сарандин. В толковании ажы: «сар» — глава, «ан»- край, «дин»- трон, т.е. сарандин — это глава, восседающий на троне. Это та самая гора, к которой спустился отец Адам. Справа от пещеры Эшен есть большая яма. В яме лежит камень. Его называют Симкаш, чуть пониже, когда-то было озеро, которое называлось также. Сегодня озера нет, оно высохло. А на его месте стоит мечеть. Справа от дороги высоко на склоне можно увидеть извилистую тропинку. Ее с давних пор называют Кыяматтын кыл көпүрөсү — Мостом Судного дня.
Источник: культурно-исследовательский центр «Айгине», Кыргызстан
Фото на обложке Zafer Dincer
[1] Заднепровский Ю.А.Ошское поселение. К истории Ферганы в эпоху поздней бронзы. Б., 1997. С.81; История Киргизской ССР с древнейших времен до середины XIX в. В пяти томах. Т. I. Ф., 1984. С.123.