#Ош. Первые аэровокзалы, самолёты и полёты
4 января, 2022В скором времени в Оше начнется строительство нового аэропорта на стыке территорий трёх айыльных аймаков Нариман, Отуз-Адыр и Мады в Карасуйском районе. Местные власти планируют выделить 222 гектара земли. В интервью Turmush директор Кара-Суйского районного управления по градостроительству и архитектуре Госагентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтынбек Анарбаев рассказал, что строительство будущего аэропорта было запланировано ещё в 2016 году. Турецкие инвесторы проявили заинтересованность в строительстве нового аэропорта в Оше. Одним из главных критериев отбора территории «чтобы в будущем не было проблем с туманностью для аэропорта”.
С чего начинался аэровокзал
Всё началось в 1928 году, когда в Оше построили первую взлётно-посадочную полосу, в том же году в июле на ней приземлился первый самолёт. Через два года в 1930 году на городской окраине построили первое здание Ошского аэропорта. К сожалению, мы не нашли подтверждений, где находилось первое здание.
В других городах на юге страны первые аэропорты появились в послевоенное время. В Джалал-Абаде аэропорт появился в 1947 году. В 1950 году в Баткене. В 1951 году был построен аэропорт в Кербене (бывшее село Караван в Джалал-Абадской области). Все эти аэропорты, включая аэропорт в Исфане входят в состав Ошского филиала ОАО «МАМ».
Знакомое всем здание Ошского аэропорта было сдано в эксплуатацию 10 мая 1974 года, в те годы были построены многие здания в городе, архитектор А.Захарченко. В 2010 году здание аэропорта, существенным образом, было перестроено. В середине 1970-ых годов были построены несколько 4-5 этажных жилых дома, детсад и общежитие в авиагородке. В 1988 году в авиагородке открыли среднюю школу имени Королёва, до её строительства дети авиаторов учились в городской школе имени Кирова, куда их возил специальный автобус.
Первые полёты
Настоящая лётная жизнь ошского аэропорта началась в 1960-ые годы, когда ошский авиаотряд получил новые самолёты. В 1963 году 12 июня в ошском аэропорту впервые совершил посадку самолёт ИЛ-18 из Фрунзе. Это первый пассажирский турбовинтовой лайнер в СССР, изначально разработанный как гражданский самолёт. Серийно выпускался с 1958 по 1978 годов на заводе №30 в Москве. ИЛ-18 на борт мог взять от 73 до 111 пассажиров.
В 1965 году впервые в Оше совершил посадку самолёт АН-24. Это тоже турбовинтовой пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости, выпускался с 1959 по 1979 годы, на борт мог взять от 48 до 52 пассажира.
В 1966 году была введена в эксплуатацию авиалиния Ош-Москва. После открытия московского рейса самолёты из Оша стали летать ещё в 20 городов Советского Союза, в их числе Алматы, Баку, Новосибирск, Иркутск, Душанбе, Ташкент, Адлер и другие. Сегодня в ошском аэропорту ежедневные рейсы выполняют 7 авиакомпаний, из них 4 иностранных.
По следующим маршрутам Караван – Ош — Фрунзе, Кызыл-Кыя – Ош – Фрунзе — Чолпон-Ата-Ташкент, Баткен – Ош — Фрунзе, Джалал-Абад – Ош – Фрунзе – Чолпон-Ата — Ташкент летали самолёты ЯК-40 и АН-2. Это были самые популярные направления в 60-70-ые годы прошлого столетия. В 1971 году лётчики ошского авиаотряда совершили первый полёт на ЯК-40 на самый высокогорный аэродром в Дараут-Коргоне.
В 1998 году 25 октября был совершён первый рейс на ТУ-154 по маршруту Ош-Бишкек-Махачкала-Алеппо-Бишкек-Ош.
В 1970-ые годы ежегодно ошский аэропорт обслуживал около 430 тысяч человек, а в 2012 году этот поток вырос до 800 тысяч человек. Сегодня пассажиропоток составляет больше 1 млн. человек! Стандартная пропускная способность в час 550 пассажиров.
В 1973 году командиром Ошского объединённого авиаотряда стал Вячеслав Мурашкин. В 1988 году Мурашкин в последний раз в качестве командира ЯК-40 совершил полёт. В 1998 году Мурашкин был назначен директором Ошского филиала АО Национальной авиакомпании «Кыргызстан аба жолдору». Мурашкин, по воспоминаниям коллег, очень много сделал для того, чтобы ошский авиаотряд не распался и развивался в лихие 1990-ые годы, когда элементарно не было авиатоплива.
Ошский аэропорт расширяется
В 1992 году ошский аэропорт получил статус «международный». Согласно требованиям ИКАО (International Civil Aviation Organization) он относится к аэропортам класса 4D, а по требованиям Международного авиационного комитета (МАК) к категории «Б».
По ИКАО классификация аэропортов идёт по кодовому обозначению, которое состоит из двух элементов. Цифра 4 у ошского аэропорта основана на длине лётной полосы, по таблице ИКАО это 1800 метров. Буквенное обозначение соответствует размаху крыла самолёта и расстоянию между внешними колесами основного шасси. У ошского аэропорта буква D значит размах крыльев 35-52 метров, колея основного шасси должно быть 9-14 метров.
В 1998 году в аэропорту построили радиолокаторную станцию на грант правительства Франции. Сегодня ошский аэропорт принимает самолёты всех типов, включая Airbus A319, Airbus A320, Boeing 737 (все модификации) и Boeing 767. Он имеет три рулевые дорожки, перрон располагает 9 стоянками. Перрон аэропорта имеет общую площадь 59 200 кв. метров. Длина взлётной полосы после удлинения составляет 3 212 метров.
А вы знали про орнитологическую службу в аэропорту
С 2015 года в Ошском аэропорту появилась Группа обеспечения орнитологической безопасности аэродромной службы. Её главная задача предотвращать возможные столкновения птиц с воздушными судами, то есть обеспечивать безопасность полётов.
Эта специфическая, но крайне важная работа проводится в дневное время специалистами тремя инженерами-орнитологами с учётом требований авиационных правил Кыргызстана и ИКАО.
Текст: IncredibleOsh
В материале использованы фото Ошского аэропорта, мэрии Оша, Турмуш, группы «Ошский авиаотряд» в Одноклассниках, фотографии РИА Новости, ТАСС, из личного архива Светланы Стадниковой-Муринец-Шиян.