#ИсчезающийОш. Рабат Абдулла-хана II: история самой старой мечети

#ИсчезающийОш. Рабат Абдулла-хана II: история самой старой мечети

6 декабря, 2021 Выкл. Автор IncredibleOsh

Нынешний фасад мечети рабат Абдулла-хана II у северного подножия Сулейман-горы заметно отличается от прежнего, сохранившегося только на старых фотографиях. Это единственный памятник эпохи Шейбанидов XVI-XVII веков в Оше. К сожалению, с каждым годом в городе все меньше зданий, имеющих историческую, архитектурную и культурную ценность. Всё постепенно исчезает под натиском пластика и пескоблоков.

Кто такой Абдулла-хан II

Абдулла II был одним из ярких представителей знаменитой исторической династии Шейбанидов, правившими Бухарским ханством в XVI-XVII веках. Основателем династии принято считать чингизида Мухаммед Шейбани, который по одной из версий являлся потомком Джучи. Именно с Шейбанидами связывают расцвет Бухарского ханства.

Абдулла II родился в 1534 году в городе Афаринкент, недалеко от Самарканда, в семье шейбанида Искандера. В 1557 году он с помощью суфийских шейхов захватил Бухару и стал её правителем. В 1561 году после укрепления своей власти хотел провозгласить своего отца Искандера верховным ханом, но тот воспротивился, уйдя в религию. Поэтому формально Абдулла II стал править от имени отца.

У Абдуллы II была амбициозная цель вновь объединить четыре удела Шейбанидов: Бухару, Самарканд, Ташкент и Балх. Это ему удалось только в 1582 году. В 1583 году после смерти отца Абдулла II официально был объявлен ханом, а его государство назвали Бухарским ханством. К 1588 году он подчинил обширные территории, которые включали Бадахшан, Хорасан, Кашгар, Туркестан и Ош. Позже хан покорил Хорезм и Хиву. Абдулла II умер в 1598 году, начав воевать с собственным сыном Абдулмумином-ханом, выступившем против отца.

Что объединяет Бухару и Ош

Абдулла II помимо военных походов и навязчивой идеи, расширить владения Шейбанидов, уделял большое внимание строительству монументальных зданий таких как медресе, мечети, ханака (суфийские обители), караван-сараев, торговых площадей, водохранилищ и мостов. По его приказу в городах Бухарского ханства велось активное строительство. Не стал исключением и Ош, где в его правление была построена мечеть рабат Абдулла II у подножия Сулейман-горы. Приставка “рабат” значит “крепость” в переводе с арабского, мечеть была частью обширного комплекса зданий, включавшегося в себя еще медресе и караван-сарай.

Еще один архитектурный памятник эпохи Абдулла-хана II в Ферганской долине, помимо Оша, сохранился в селе Навгилем, на окраине Исфары в соседнем Таджикистане. Также как и в Оше, это был комплекс зданий и был построен в 1585-1586 годах. Здание этой мечети состоит из главного зала с куполом, а по бокам многокупольные помещения. Левая часть здания была полностью разрушена в прошлом, на его месте появился молельный зал летнего типа. В 1909 году в центре восточной части двора мечети неким Саид Алибаем был построен минарет, изображенный на старых фотографиях. На фото РИА Новости от 1970 года виден фасад мечети в Навгилем до реконструкции.

Но, большинство знают правление Абдулла-хана II по знаменитому архитектурному комплексу Кош (что в принципе на кыргызский и узбекский языки означает “сдвоенный” или “парные”) в Бухаре, состоящего из двух медресе, обращенных фасадами друг другу. Первый посвящен матери Абдулла II Мадари-хан и построен в 1566-1567 годах, второй носит имя самого хана и построен в 1589-1590 годах. Медресе были повреждены в результате землетрясений, в 1998 году были полностью отреставрированы. На фотографии (слево) исследователя Сергея Прокудина-Горского, снятом в начале ХХ века, медресе Мадари-хана до реставрации. Всего во время правления Абдулла-хана II в Бухаре были воздвигнуты более 200 медресе и десятки базаров.

Рабат Абдулла-хана II

Мечеть рабат Абдулла-хана II была построена на месте ранее разрушенной мечети Джауза, построенной в XV веке, об этом также упоминает и великий Бабур в своем трактате “Бабур-наме”. По мнению археологов, кирпичная кладка в семь рядов под булыжным укреплением под основанием мечети также свидетельствует об этом.

К сожалению, первоначальный вид мечети был искажён из-за бесконечных перестроек и ремонтов. Археологи говорят, что за время существования мечети вокруг ее образовался культурный слой толщиной до двух метров. Главный фасад мечети был в виде симметричной 3-арочной композиции с глубокими арочными нишами, которые опирались на пилоны. Кстати, высота главного зала 12 метров. К сожалению, многие архитектурные элементы фасада не сохранились до наших времен.

Для строительства этой мечети использовался особый плиточный кирпич с примесью ганча, который до 70 % состоял из гипса и глины. Такой кирпич быстро твердел и давал возможность средневековым архитектором без особых проблем возводить здания. Под смотровой площадкой у дома Бабура раньше была видна такая кладка из ганча, но ее зачем-то зацементировали.

Как советский архитектор пытался спасти мечеть

Заслуженный архитектор Киргизской ССР Владимир Нусов, по чертежам которого в 1960-ые годы началась масштабная реконструкция Оша, пытался спасти мечеть рабат Абдулла-хана II и дом Бабура от разрушения как памятники архитектуры. Дом Бабура ему не удалось отстоять, видимо молельная келья на вершины горы не сулила ничего хорошего новой власти, а вот мечеть удалось отстоять от разрушения.

В 1963 году архитектор Нусов впервые в истории мечети Абдулла II произвел полный архитектурный обмер здания. По итогам которого был разработан план реконструкции и реставрации мечети. В том же 1963 году мечеть была передана на баланс Ошского областного историко-краеведческого музея как исторический памятник архитектуры. До этого в 1930-ые годы в мечети располагалось общежитие для рабочих, которые там же недалеко добывали алебастр и извёстку. Во время ВОВ там был размещён цех по обработки овечьей шерсти. В 1943-1944 годы советская власть частично вернула мечети, храмы верующим. Но в 1960-ые годы во время очередной антирелигиозной кампании мечеть вновь отобрали и сделали частью областного музея.

В 1984 году археологическая группа (1970-1980-ые годы период активных археологических раскопок и исследований истории Оша) под руководством ленинградского ученого Юрия Заднепровского и краеведа Елены Дружининой перед восточным фасадом здания мечети обнаружили остатки более ранних построек. В частности, были найдены два айвана с южной и западной стороны, водоём и другие пристройки, ниже был обнаружена остатки средневековой бани. Сегодня эта зона огорожена металлической сеткой. Также ученые обнаружили над михрабом и по боковым стенам в нише надписи на арабском, датированные XIX веком и закрашенные черной гуашью.

После реставрации и реконструкции в 1988-1990 годы, которую вела группа архитекторов под руководством Сергея Меркулова, мечеть в 1990 году была возвращена верующим. Остаются открытыми вопросы сохранности здания, имеющего историческую ценность, хотя бы в том виде, каким оно было после последней реставрации. Ведь несмотря на статус джума-мечети, объект все ещё является историко-архитектурным памятником не имеющим аналогов в Кыргызстане.

Текст: IncredibleOsh

Фото из открытых архивных данных, РИА Новости, Сергея Прокудина-Горского и фотоархива IncredibleOsh

Материал создан в рамках проекта «Исчезающий Ош: история одного города”, реализуемого ОФ Prevention Media при поддержке Фонда “Сорос-Кыргызстан”. Данный материал доступен для свободного копирования, переработки и распространения на любом носителе и в любом формате с обязательным указанием имени автора, для любых целей, включая коммерческие. Содержание данного материала является предметом ответственности ОФ Prevention Media и не обязательно отражает точку зрения Фонда «Сорос-Кыргызстан».

Поделиться ссылкой: