Наш Як-40 засветился в кино!
26 января, 2021Этот самолет, неожиданно появившись в конце 1980-ых годов у входа в парк имени Навои, со временем стал одним из символов городского парка в Оше. Некоторое время назад его демонтировали, так незаметно исчезла еще одна городская достопримечательность.
У самолета ЯК-40, который больше двадцати лет стоял у входа в городской парк очень интересная история. Вот, что нам удалось выяснить. Итак, родился он в 1969 году в Саратовском авиационном заводе, заводский номер 9910404. В том же году 16 апреля его передали в Кыргызское управление гражданской авиации, где он получил бортовой номер СССР-87694, который четко виден на старых фотографиях. По прибытию в Кыргызстан его передали Ошскому областному авиаотряду, так началась его ошская биография.
В 1970-ые годы наш Як-40 засветился в первой киноэкранизации известного советского фантаста Кира Булычева, помните его нашумевший подростковый сериал «Гостья из будущего». В 1976 году на киностудии «Казахфильм» решили экранизировать его повесть «Умение кидать мяч». В фильме “Бросок, или все началось в субботу” “Яшка” (так ласково называют Як-40 на авиационных форумах) появится во время сцены в аэропорту 24.35 – 24.44 фильма. Режиссер фильма Серик Райбаев, в главных ролях Есболган Жайсанбаев, Асанали Ашимов. Саундтреки к этому картине напишет популярный композитор Александр Зацепин, а Алла Пугачева исполнит один из своих ранних хитов “Верю в тебя”.
По данным сайта, посвященного авиационной истории AirHistory, Як-40 бортовой номер СССР-87694 был списан 19 ноября 1987 года на основании приказа МГА №257, причина “отработка амортизационного срока службы”. Таким образом, получается, что наш самолет был эксплуатации 17 лет 8 месяцев!
У входа в городской парк имени Навои самолет появился либо в конце 1987 года или в 1988 году, если отталкиваться от даты его списания. “Папа рассказывал, что самолет перевозили без крыльев. Спускали его ночью на тягаче по дороге рядом со стадионом, которая выходила на набережную между парками имени Токтогула и Навои. Крылья перевозили отдельно. Самолет был списан по старости и, по неподтвержденным данным, изначально планировалось сделать что-то вроде видеосалона с эффектом полёта. Но, что-то не сложилось с первоначальной задумкой”, — вспоминает Эльвира Шарипова.
Сначала в салоне самолета открыли кинозал, потом видеосалон. Позже его превратят в фотосалон. Наверное, у многих из нас есть фотографии на фоне этого самолета. Потом его перекрасили, состояние оставляло желать лучшего. На этих фотографиях, когда Як-40 с бортовым номером СССР-87694 был еще в строю.
По данным российского проекта, посвященного авиатехнике Russianplanes.net, на эксплуатации Ошского областного авиаотряда было 9 самолетов модели Як-40. Из них пять самолетов были порезаны, а у остальных иная судьба. Два самолета Як-40 потерпели крушение в Жалал-Абадской, еще один отдан на хранение в Бишкеке и четвертый, самолет стоял у парка имени Навои.
История Як-40
Знаменитый Як-40 один из популярных советских пассажирских реактивных самолетов. У него три двигателя и выпускался Саратовским авиационным заводом имени Яковлева в 1966 по 1981 годы. С 1970 года Советский Союз поставлял его за границу. Як-40 выпускался в нескольких вариациях, в том числе был такой с VIP-бортом как на фото.
По рассказам специалистов авиационной промышленности, ЯК-40 был максимально безопасным и простым в управлении самолетом. “За самолетом закрепились два прозвища — за «малый размер» и обильное дымление двигателей его прозвали железным окурком, а из-за высокого расхода топлива — истребителем керосина”, — рассказывают авторы Большой авиационной энциклопедии “Угол неба”. Как утверждают авиационные эксперты, ЯК-40 отличался высокой надежностью и безопасностью, он мог подняться в небо даже при отказе одного из трех двигателей. Всего было выпущено 1 011 самолетов ЯК-40. В 1981 году их производство было прекращено.
P.S. В Оше не хватает музея, посвященного истории Ошского областного авиаотряда. Благодарим нашу читательницу Эльвиру Сулайманкулову за помощь в подготовке материала, в тексте использованы данные авиационных порталов http://www.airwar.ru/, https://russianplanes.net. Фотографии из открытых источников.
Текст: IncredibleOsh