Наш Як-40 засветился в кино!

Наш Як-40 засветился в кино!

26 января, 2021 Выкл. Автор IncredibleOsh

Этот самолет, неожиданно появившись в конце 1980-ых годов у входа в парк имени Навои давно стал символом этой парковой зоны. Мы так привыкли к нему за эти годы, что уже не помним, откуда и каким образом, он появился здесь. Пришло время восполнить этот пробел в истории города и напомнить всем нам краткую, но очень яркую историю этого воздушного корабля. Тем более ему в этом году исполняется 52 года и он единственный среди собратьев Як-40, кто уцелел в лихие 1990-ые годы!

Сначала надо его идентифицировать, чтобы мы запомнили его имя. Итак знакомьтесь, это Як-40, год рождения 1969 год. При рождении в Саратовском авиационном заводе получил заводский номер  9910404. В том же году 16 апреля его передали в Киргизское управление гражданской авиации, где он получил бортовой номер СССР-87694, который четко виден на старых фотографиях. По прибытию в Кыргызстан его передали Ошскому областному авиаотряду, так началась его ошская биография.

В 1976 году наш Як-40 засветился в первой киноэкранизации известного советского фантаста Кира Булычева. Это он спустя годы напишет про приключения советской Алисы Селезневой в фильме “Гостья из будущего”. А тогда на киностудии “Казахфильм” будет снят фильм “Бросок, или все началось в субботу” по мотивам его повести “Умение кидать мяч”. Режиссер фильма Серик Райбаев, в главных ролях Есболган Жайсанбаев, Асанали Ашимов. Саундтреки к этому фильму напишет популярный советский композитор того времени Александр Зацепин, а Алла Пугачева исполнит один из своих ранних хитов “Верю в тебя”. А наш “Яшка” (так ласково называют Як-40 на авиационных форумах сейчас) появятся во время сцены в аэропорту 24.35 – 24.44

По данным сайта, посвященного авиационной истории AirHistory, Як-40 бортовой номер СССР-87694 был списан 19 ноября 1987 года на основании приказа МГА №257, причина  “отработка амортизационного срока службы”. Таким образом, получается, что наш самолет был эксплуатации 17 лет 8 месяцев!

У входа в городской парк имени Навои самолет появился либо в конце 1987 года или в 1988 году, если отталкиваться от даты его списания. “Папа рассказывал, что самолет перевозили без крыльев. Спускали его ночью на тягаче по дороге рядом со стадионом, которая выходила на набережную между парками имени Токтогула и Навои. Крылья перевозили отдельно. Самолет был списан по старости и, по неподтвержденным данным, изначально планировалось сделать что-то вроде видеосалона с эффектом полёта. Но, что-то не сложилось с первоначальной задумкой”, — вспоминает Эльвира Шарипова.

Сначала в салоне самолета откроют кинозал, потом видеосалон. Позже его превратят в фотосалон. Наверное, у многих из нас есть фотографии на фоне этого самолета. Сейчас, к сожалению, его перекрасили и его состояние оставляет желать лучшего. Но еще не поздно, его спасти. Он живой символ Ошского авиаотряда и аэропорта. Кстати, в этом году ему исполняется 52 года!

По данным российского проекта, посвященного авиатехнике Russianplanes.net, на эксплуатации Ошского областного авиаотряда было 9 самолетов модели Як-40. Из них пять самолетов были порезаны, а у остальных другая судьба. Два самолета Як-40 потерпели крушение в Джалал-Абадской, еще один отдан на хранение в Бишкеке и четвертый, ошский самолет у парка имени Навои. Получается, что этот самолет единственный уцелевший из команды Як-40 из Ошского областного авиаотряда!

История Як-40

Знаменитый Як-40 один из популярных советских пассажирских реактивных самолетов. У него три двигателя и выпускался Саратовским авиационным заводом имени Яковлева в 1966 по 1981 годы. С 1970 года Советский Союз стал поставлять его за границу. Як-40 выпускался в нескольких вариациях, в том числе был такой с VIP-бортом как на фото.

По рассказам специалистов авиационной промышленности, ЯК-40 был максимально безопасным и простым в управлении самолетом. “За самолетом закрепились два прозвища — за «малый размер» и обильное дымление двигателей его прозвали железным окурком, а из-за высокого расхода топлива — истребителем керосина”, — рассказывают авторы Большой авиационной энциклопедии “Угол неба”. Как утверждают авиационные эксперты, ЯК-40 отличался высокой надежностью и безопасностью, он мог подняться в небо даже при отказе одного из трех двигателей. Всего было выпущено 1 011 самолетов ЯК-40. В 1981 году их производство было прекращено.

P.S. Такая вот история нашего «Яшки». Надо его отблагодарить за верную службу и вернуть городу. Внутри самолета можно организовать маленький интерактивный музей, посвященный истории Ошского областного авиаотряда! Благодарим нашу читательницу Эльвиру Сулайманкулову за помощь в подготовке материала, в тексте использованы данные авиационных порталов http://www.airwar.ru/, https://russianplanes.net. Фотографии из открытых источников. Авторы указаны на фото.

Текст: IncredibleOsh

Поделиться ссылкой: