Ошская мастерская Урумбая Ахунова
18 апреля, 2021Урумбай Ахунов один из самых первых акварелистов Кыргызстана и Узбекистана. Первый профессиональный художник Оша! Во многом благодаря ему в 1962 году были созданы первые мастерские Художественного фонда Киргизской ССР в Оше. Урумбай Ахунов родился 21 марта 1923 года в Фергане. В 1951 году окончил среднюю школу рабочей молодежи.
«Мой отец был удивительным человеком и хорошим художником. Художественное образование он получил в кружке ИЗО искусства в Доме пионеров в Фергане. Его педагогом был высланный в Туркестан «враг народа», великолепный акварелист, выпускник училища имени барона Штинглица Петр Максимович Никифоров. Позже в Ташкенте, во время военной переподготовки в 1945 году он посещал студию Александра Волкова.
Отец мог работать в любых жанрах и техниках. Настоящий универсал. От портрета Ленина он мог сходу переключиться на работу по жести. Папа техникой «сухая кисть» рисовал Поль Робсона и испанскую коммунистку Долорес Иббарури, писал маслом портреты кыргызского акына Токтогула, делал прекрасную копию выступающего Ленина, мог на стекле вырезать различные вывески и вылепить барельеф. При этом он душой кампании.
Приносил с базара дыни непременно метрового размера и прекрасно готовил плов в любых условиях, даже в московском дворе на Масловке, будучи в гостях у Семена Афанасьевича Чуйкова. Отец был редким мастером в акварельной технике. Его работы разбросаны в музеях мира», — вспоминает сын художника художественный директор, куратор выставок первой частной галереи ZERO LINE Вячеслав Ахунов, сейчас проживающий в Ташкенте.
В 1949 году Урумбай Ахунов демобилизуется из армии и переезжает в Ош. Именно в Оше художественный талант Ахунова раскрывается в полную силу. Ошский период один из самых продуктивных в биографии художника. Он принимает самое активное участие в в театральных постановках, археологических экспедициях и художественном оформлении города.
«Впервые в своей жизни перформанс я увидел в исполнении отца в конце 50-х годов. Он стоял в центре города с протянутой шляпой, изображая нищего, просящего подаяние. Конечно, мы не ведали в то время о том, что существует такое направление в искусстве как перформанс. Художник «дурачится», говорили, или «выкабенивается». Кто-то по достоинству оценил перформанс отца, стукнул в органы и у него некоторое время были крупные неприятности и разборки в органах. Но отпустили — не сознательный, не коммунист и единственный в городе прилично рисующий Ленина и Сталина художник. В пионеры меня приняли не 22 апреля вместе с ребятами из класса, а только осенью после того, как «дело» отца «забылось». Повязали красный галстук поверх воротника пальто возле памятника Ленину, в сквере, напротив Областного Комитета Коммунистической партии Советского Союза. В тот миг я был словно именинник — радости не было предела! Я шел по улице Сталина гордый и счастливый, одной рукой поглаживая галстук, а другой махая своим школьным портфелем. Возле ресторана «Памир» (Примечание от редакции: бывший ресторан «Памир» ориентировочно находился на месте прежнего кафе «Однажды» напротив музыкальной школы имени Чайковского) я увидел отца в окружении друзей. «В пионеры приняли?», — спросил отец. Я кивнул. «Урумбай, это дело обмыть надо!» — загалдели друзья отца. В ресторане «Памир» меня посадили на стул в полотнянном чехле, для удобства подложили портфель под задницу. Оркестр, состоящий из папиных еврейских друзей (труба-пистон — фотограф бытового комбината Яша Суткевич, аккордеон — ассистентка фотографа Суткевича, барабаны — парикмахер бытового комбината дядя Сема) сыграл туш. Ресторан «Памир» имел общую стену с магазином «Детский мир», напротив, через дорогу располагался салон «Дамское счастье» — в народе так и говорили «папин мир», «детский мир» и «мамин мир». Тарелка борща в то время стоила три рубля, а палочка шашлыка – 2 рубля 18 копеек (с 1961 года, после денежной реформы соответственно 30 копеек и 22 копейки). Если бы не папин перформанс, последовавшие за ним события и прием в пионеры, затем вечер в ресторане «Памир», я бы никогда не вспомнил как был счастлив в день поступления в пионеры», — вспоминает Вячеслав Ахунов.
В 1977 году Урумбай Ахунов переехал жить в Фергану, умер художник в 1996 году в Ташкенте. В Оше помнят художника, оказавшего большое влияние на становление первого Художественного фонда в городе. .
На главной фотографии: В Доме пионеров. 1937 год, Фергана. Рядом с Урумбаем Ахуновым цифра 10, крайний слева в третьем ряду. Фотографии из семейного архива Ахуновых. При подготовке материала использованы данные из открытых источников.
Текст: IncredibleOsh