Алымбек Датка и Алымкул Аталык: соратники или конкуренты?
10 апреля, 2018Байболот Капарович Абытов, доктор исторических наук, профессор, проректор по науке и международным связям ОшГЮИ
17 мая 2018 года в городе Андижан состоялась международная научная конференция «Жизнь и деятельность выдающегося государственного деятеля и вождя Кокандского ханства Амир ляшкара Алимкула». От нашей республики в конференции приняла участие большая делегация историков. Примечательно, что в Республике Узбекистан широко изучена жизнь и деятельность нашего выдающегося соотечественника, написан ряд трудов и даже кандидатская диссертация. К сожалению, у нас в республике жизнь Алымкула аталыка изучена узким кругом историков, и все еще требует углубленного изучения. Несомненно, наш выдающийся соотечественник Алымкул аталык, выходец из рода кыпчак, из группы ичкиликов кыргызского народа, оставил глубокий след в истории Кокандского ханства. Исходя из этого, автор предлагает данную статью на суд читателей, на примере жизнедеятельности двух выдающихся сыновей кыргызского народа в эпоху Кокандского ханства.
В истории Кокандского ханства были периоды когда в числе трех этнополитических сил ханства – «узбеки», «кыргызы», «таджики», именно кыргызские политические и государственные деятели играли весьма важную роль на политической арене всего ханства. Это период соответствует, в основном, последнему периоду ханства 40-70 годам XIX века: к периоду конца правления Мадали хана (1822-1842 гг.), также Шерали хана (1842-1844 гг.), Худояр хана (1844-1858 гг.; 1862-1863 гг.; 1865-1875 гг.), Малля (Мадали) хана (1858-1862 гг.), Султан Сеид хана (1862 г.), Полот хана (1875-76 гг.). В указанном периоде многие представители кыргызской аристократии, политические, государственные деятели занимали важные, решающие должности в ханстве. Например, Нузуп бий (1842-1844 гг.) – минбашы и аталык, Алымбек датка (1858-1862 гг.) — визирь и аталык, Касым (1853-56 гг.) — минбашы, Алымкул (1863-65 гг.) — амир ляшкар и аталык, Атабек-наиб, Шералы — ынак, Кыдыр бий — эшик ага (вроде нынешнего руководителя аппарата президента – авт.), Абдылдабек Алымбек уулу — бек Коканда, по-нынешнему мэр (1875-76 гг.), Полот хан (Исхак молдо Асан уулу) – последний хан Кокандского ханства (1875-76 гг.). Кроме этого, почти постоянно другим влиятельным и авторитетным кыргызским феодалам на местах присваивались звания парваначи, пансад, и к ним относились с большим уважением. Да и другие времена выходцы из кыргызского народа играли немаловажную роль, но не всегда первую. Все эти факты лишний раз подтверждают особую роль кыргызов в этом государстве.
Приведенные исторические сведения говорят о том, что Кокандское ханство явилось политическим режимом, объединенным государством как кочевников, скотоводов, так и земледельцев, ремесленников. Как сообщают ферганские источники XVIII-XIX вв., это было государство народа «илатийа» (кочевников – скотоводов) и «сартийа» (оседлых земледельцев, ремесленников и торговцев). Следовательно, это было государственное образование как узбеков, кыргызов, так и таджиков и других малых народов и национальностей, что подчеркивает не мононациональный, а интернациональный состав государства. Более того, в годы независимости Кыргызстана среди историков нашей страны выносится и утверждается мнение о том, что Кокандское ханство было одной из форм развития кыргызской государственности XVIII-XIX вв.
Итак, политическая деятельность кыргызской знати протекала в неспокойное для Кокандского ханства время, особенно в 40-х и первой половине 70-х годов XIX века. Не секрет, что именно они сыграли решающую роль в ряде случаев политической истории Кокандского ханства. В этой политической обойме не последняя роль, принадлежало кыргызским государственным деятелям. Среди них особо выделяются наши герои.
Алымбек датка и Алымкул аталык, кто они по происхождению и можно ли ставить их в один ряд на историко-политической арене Кокандского ханства? Они политические сподвижники или конкуренты в борьбе за власть? Могли ли они действовать сообща во имя будущего государства и народа? Как такой опытный политик, государственный деятель Алымбек датка мог обмануться Алымкул аталыку, который вдвое был моложе его и менее опытным в политических интригах? Могла ли быть другая картина развития политических событий с их участием?
У каждой эпохи или судьбоносного времени свои герои. История мало знает людей из большой политики, которые смогли продержаться при разных политических ситуациях, соответственно, при разных правителях одного государства. Однако в Кокандском ханстве такие исключительные случаи имеются. Например, Алымбек датка, который продержался у власти при Алим хане (1798-1810 гг.), Омар хане (1810-22 гг.), Мадали хане (1822-42 гг.), Шерали хане (1842-44 гг.), Худояр хане (1844-58 гг.; 1862-63 гг.), Малля хане (1858-62 гг.) и Султан Сеид хане (1862 г.).[1] Из них начиная со времен Омара и Мадали хана он стал заниматься большой политикой, государственными делами. Другой человек, это Худояр хан, который трижды занимал трон Кокандского ханства — 1844-58 гг., 1862-63 гг. и 1865-75 гг. Это действительно редкий случай не только в Центральной Азии, но и в мировой истории.
Так вот, этот самый долгожитель политического олимпа Кокандского ханства, Алымбек датка, впоследствии стал главным противником, политическим оппонентом Алымкула аталыка. Последний, по сравнению с первым, не был политическим долгожителем в высших кругах власти ханства, тем не менее, сумел оставить глубокий след не только в истории Кокандского ханства, но и в отношениях с Российской империей и Китаем. Следовательно, с точки зрения политики в целом они как бы стоят на одном уровне политического олимпа Кокандского ханства. Ибо и тот, и другой, стремясь к вершине политической власти, достигли весьма важных должностей в ханстве, оба добились своего, став, фактически, вторым человеком визирем и аталыком – регентом малолетних правителей ханства. В этом отношении их можно ставить в один ранг как политических деятелей. Однако по авторитету, масштабу деятельности и политическому весу в ханстве, среди населения и поддерживающих этнополитических сил Алымкул аталыку было далеко до уровня Алымбека датки.
Итак, кто такие Алымбек датка и Алымкул аталык, отцов обоих звали Асан бий.
Алымбек датка Асан бий уулу из племени Баргы был потомственным аристократом, правителем не только своего рода, но целой долины и большой части Андижанского вилайета. К слову сказать, племя Баргы было и есть одно из крупнейших и древнейших племен правого крыла кыргызов, восходящие к своему предку Адыгине.
Адыгине►►►Баргы►►►Сатыке►►►Мырзаке►►►Бокой ►►►Байбоочон►►►Тилеке►►►Ажыбек►►►Шамурза►►► Асан►►► Алымбек. [2]
- Алымбек датка Асан-бий уулу был одним из влиятельных, уважаемых, богатых и известных людей не только в Алайской, но и во всей Ферганской долине. Он поддерживал торгово-экономические связи со многими городами Средней Азии, Восточного Туркестана и Китая, а через торговцев-караванщиков, получая все известия об общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни вышеуказанных регионов и стран, всегда был в курсе всех событий.
- С малых лет Алымбек проявил недюжие способности, рос прозорливым, умным, ловким, хитрым и дальновидным, чем были довольны не только отец Асан бий, но и сородичи. С юных лет он учился грамоте, уже к 15-17-летнему возрасту все его соплеменники видели в нем наследника своего отца, предводителя племени баргы и человека с большим будущим. Народные предания свидетельствуют, что в молодости с помощью торговцев побывал в Самарканде, Бухаре, Стамбуле, Кашгаре и в других городах, что оставило неизгладимый след в его сознании.
- Алымбек довольно быстро сформировался как мудрый, дальновидный правитель, политик, а своими способностями и положением он привлекает внимание правителей Кокандского ханства. Так, уже в 27 лет Алымбек был приглашен Мадали-ханом в Коканд на службу. В 31 год ему было присуждено тем же Мадали ханом звание датка [дадхох — справедливый правитель – автор], а в следующем году его назначают беком, правителем Андижанского вилайета. Таким образом, с 27-летнего возраста начинается его активная деятельность на общественно-политической арене Кокандского ханства. Алымбек-датка — один из редких выдающихся деятелей, который продержался на политическом олимпе Кокандского ханства длительное время в течение 35 лет вплоть до самой смерти. [3]
- Алымбек датка мог бы сделать еще многое, если бы его насильно не умертвили. Однако о смерти Алымбека-датки нет единого мнения. В сочинении «Тарих-и Шахрухи» Молдо Нияза Муххамада Коканди извещается, что в июле 1862 года Алымбек датка убит неким Чотоном, нанятым противниками, недавними его сподвижниками.[4] Ч.Валиханов утверждал, что он погиб в очередной дворцовой смуте в 1863 г. от руки своего соперника Алымкула.[5] “Туркестанские ведомости” писали о том, что Алымбек казнен в 1863 г. [6] Согласно сообщению Г.А.Колпаковского, Алымбек убит чернью в 1862 г.[7] Схожие со сведениями Молдо Нияза, что Алымбек был убит по велению недавних его союзников, дает и наш первый историк Б.Солтоноев.[8] А.Х.Хасанов полагал, что Алымбек задушен заговорщиками, недавними своими сподвижниками в 1862 г.[9] Т.Омурзакова подтверждает версию об убийстве Алымбека по велению Алымкул-аталыка неким Чотоном. При этом она ссылается на сообщения своих информаторов-правнуков Алымбека-датки.[10]
Мы склонны принять сторону авторов версии о том, что его убили, а не казнили публично, заговорщики в 1862 г. Это подтверждают события, происходившие в Кокандском ханстве. Ибо, согласно “Тарих-и Шахрухи”, 24 февраля 1862 г. был умерщвлен Малля-хан и на трон был посажен малолетний Шах Мурад, при котором в роли аталыка — регента выступил Алымбек-датка.[11] Тем самым он сосредоточил в своих руках фактически всю полноту власти, что не понравилось его недавним сподвижникам и вскоре, в том же 1862 г., он поплатился за это жизнью. Как бы там ни было, Алымбек-датка, прожив 62 года, большую часть их посвятил политической деятельности, оставив яркий след в истории всего кыргызского народа и Кокандского ханства.
- Политическая деятельность Алымбека-датки протекала бурно и плодотворно, начиная со времен Мадали-хана и кончая временем правления Худояр-хана. Особенно активно он проявил себя при Мадали-хане, Шерали-хане, Малля-хане, Худояр-хане. Время правления Малля-хана было одним из важных периодов в политической карьере Алымбека-датки. Как отмечал В.Наливкин, именно при нем он стал визирем Кокандского ханства.[12] Более того, на важные ключевые должности назначали и ближайших его сподвижников. Несмотря на все занимаемые высокие должности в Кокандском ханстве, он никогда не забывал интересы своего народа и региона. Он всегда пытался усилить влияние кыргызов не только в ханском дворце, но и по всему ханству. Алымбек как бы подготовил своих сподвижников из числа кыргызских правителей на местах. [13]
- Полагаем, что главным политическим кредо Алымбека-датки в период его деятельности было не только поднятие авторитета, престижа кыргызов как этнополитической силы внутри Кокандского ханства, но и создание самостоятельного национального государства, независимого от Коканда. Вместе с тем он понимал и то, что разрозненные, автономно управляемые и независимые друг от друга кыргызские роды и племена не были готовы к этому. Нам кажется, что сам факт стремления к реализации такой идеи заслуживает особого внимания. Известно, что он возглавил восстание кыргызов в 1860 г. когда узнал о недоброжелательном сообщении Канаат Шаа Малля-хану о том, что во время битвы кокандских войск с русскими в Узун-Агаче Алымбек-датка якобы предательски бежал с поля боя. Малля-хан вынес в отношении Алымбека приговор о смертной казни.[14] Узнав об этом, Алымбек-датка ушел в Нарын, где к нему присоединились крупные правители родов и племен: Уметалы — сын Ормон хана, Ажы-бий, Адыл, Торогелди и другие. Тогда же, возглавив всех кыргызов левого крыла, Алымбек поднял восстание и выступил против хана.
По свидетельству Ч.Валиханова, «во время кипчаков Алимбек-датха, нынешний кокандский визирь, враждуя с кипчаками, ушел в Нарын и поднял всех киргиз. Куртка была осаждена, комендант… убит».[15] Объясняя причину смертного приговора, русские военачальники сообщали, что андижанский правитель Алимбек парваначи был коварно вызван в Коканд, где его хотели убить. Поводом для этого послужили сообщения Канаат-ша Малля-хану, что в 1860 г. Алимбек предательски бежал из-под Узун-Агача во время сражения с царскими войсками. Поэтому кокандский хан приговорил его к смертной казни.[16]
Оповещенный о готовящемся против него заговоре, Алымбек скрылся у своих родичей-киргизов. Он сумел привлечь на свою сторону весь род крыла Сол и выступил против хана. Восстания кыргызов во главе с Алымбек-даткою быстро набирала силу и грозила чреватыми последствиями. Он хотел сделаться независимым правителем своего народа, предварительно вступив с русскими в дружеские отношения. Особенность этого выступления заключается в том, что в отличие от целей других восстаний, Алымбек-датка действительно стремился к созданию самостоятельного государства кыргызов. Неслучайно узбекский ученый Х. Бабабеков отмечал, что “восстание Алымбека заслуживает особого внимания и дополнительного поиска материалов. На наш взгляд, если предыдущие восстания кыргызов в основном ставили своей целью решение экономических вопросов или смену правителей ханства, а также первенство в государственной иерархии, то Алымбек стремился к образованию самостоятельного и независимого государства”.[17] Во многом Х.Бабабеков совершенно прав.
Таким образом, с 1827 по 1862 гг. он принимал активное участие почти во всех значительных событиях в Кокандском ханстве. В своей деятельности он стремился к сохранению паритета, равновесия власти внутри трех этнополитических сил. Алымбек-датка стремился к тому, чтобы кокандские правители были вынуждены считаться с кыргызами и чтобы за кыргызскими правителями родов и племен сохранялись их автономные права. По нашему мнению, он также стремился к сохранению мира и согласия между народами ханства.
Теперь об Алымкул Асан бий уулу (1831-1865 гг.) — аталык, амир ляшкар — полководец, главнокомандующий кокандскими войсками. Он выходец рода кыпчак, из группы ичкиликов. Его предки тоже были потомственными правителями, имели достаточно большое влияние среди населения. Алымкул один из видных представителей феодальной верхушки и политических деятелей южных кыргызов в эпоху Кокандского ханства. Корнями, по происхождению, уходит к знаменитому герою эпоса Шырдакбеку.
Шырдакбек ►►► Кенесары ►►► Эркесары ►►► Калыгул ►►►Жамгырчы ►►► Эркул ►►►Асан ►►►Алымкул. [18]
- С юных лет Алымкул показывает себя как способного силача-джигита, постоянно участвовавшего в различных состязаниях улак тартыш, оодарыш, балбан куреш и др. Именно благодаря таким качествам был замечен и призван на службу Малля ханом. С тех пор Алымкул стал одним из его верных джигитов, впоследствии главнокомандующим войск ханства. [19]
- С молодости обучался тонкостям военного искусства. В юношеские годы муж сестры, Тагайкул обучал Алымкула военным делам, народной дипломатии, нравам и обычаям населения Кокандского ханства. С 16 лет Алымкул окончательно встал на путь военной службы в Кокандском ханстве в качестве кавалериста-сарбаза. В 18 лет он уже становится сотником в войске Малабека. Одновременно природный ум, сноровка и другие способности Алымкула привели его к известности в том краю, и он был признан кипчаками Курган-Тюбе “своим молодым бием”. В последующем, по некоторым данным, он был правителем – беком Курган-Тюбе, недолгое время акимом Чуста, Маргелана и Ташкента.[20]
- Алымкул лашкяр башы — главнокомандующий кокандскими войсками, состоял в государственной должности Кокандского ханства около семи лет, точнее с 1858 г. — до его смерти в 1865 году. Сначала был на стороне Малля хана (1858-62 гг.), вместе с Алымбек датка в одной команде. Одновременно был его близким сподвижником, в процессе свержения с трона Худояр хана, и воцарении на троне Малля хана. В целом Алымкул аталык сыграл весьма важную роль в приходе Малля хана к трону. Именно он во многом способствовал поддержке кыргызов во главе с Алымбек даткою Малля хана. В свое время, примкнувшись к группе Алымбека-датки, способствовал восседанию Малля-хана на трон, сместив Кудаяр-хана, который бежал в Бухару. Тогда Алымбек датка и Алымкул аталык выступили единым фронтом в борьбе за верховную власть в ханстве. Однако вскоре их пути разошлись, и вчерашние сподвижники стали политическими конкурентами, непримиримыми оппонентами, и оказались по разные стороны в борьбе за верховную власть в ханстве.
- Алымкул аталык как государственный деятель за короткое время добился заметных успехов по улучшению общего положения ханства, особенно в упорядочивании финансово-экономического положения, по укреплению города, сформировании военной мощи, перевооружении войск.[21]
- Весьма важной заслугой и вершиной политической деятельности Алымкул аталыка как государственного деятеля является его активная работа по повышению авторитета Кокандского ханства на международной арене, по развитию дипломатических отношений ханства с другими государствами как ближнего, так и дальнего зарубежья. Он налаживал дипотношения с Восточным Туркестаном Китая, Российской империей и другими странами.
- В годы смуты 1862-63 годов он смог проявить себя умным правителем и успешным военачальником, который сумел сохранить независимость Кокандского ханства от Бухарского эмира Музаффара. После изгнания бухарского эмира с пределов Ферганы 9 июля 1863 года был проведен в Жармазаре, в окрестностях Маргелана, судьбоносный курултай, который вернул Кокандское ханство в норму существующей традиции и тем самым была сохранена былая государственность народов Ферганской долины, Ташкентского оазиса, Южного Казахстана и Кыргызстана. На том курултае были собраны известные государственные деятели, местные правители, родоплеменная знать Маргелана, Андижана, Оша, Алая, Коканда, Шахрихана, Намангана, Чуста и других земель Кокандского ханства.
По сведениям «Тарих-и Фаргона», в курултае участвовали много народу и именитых личностей. Алымкул лашкер башы проявил щедрое гостеприимство. Курултай продолжался около 3-4 часов. В конце Алымкул обратился присутствующим и напомнил им, что “все беспорядки в ханство происходили из-за того, что население государства не признает единого государя – хана. Поэтому мы должны признать одного избранного человека в качестве законного государя”. Тогда один из известных улемов Коканда Зиявуддин Магзум встал и предложил стать ханом Коканда Алымкулу лашкер башы. Однако Алымкул, уважительно отклонив это предложение, указал по традиции избрать ханом человека из ханского рода. После долгого обсуждения курултай остановился на кандидатуре Султан Сейита, сына Малля хана. Фактически, и Алымкул тоже думал о нем. После этого Султан Сейит был провозглашен ханом, с поднятием на белом войлоке. Согласно исследованиям, Султан Сейиту тогда было 9-11 лет от роду. А Алымкул лашкер башы было 32 года. Таким образом, Алымкул лашкер башы в качестве регента малолетнего хана взял бразды полной власти в ханстве в свои руки –внутреннюю и внешнюю политику, финансы и назначения, а также стал главнокомандующим. Официально он не был провозглашен “аталыком”, хотя во многих исследованиях и художественных произведениях Алымкул именуется “аталыком”. В конце курултая было составлено специальное соглашение — документ, под которым подписались все известные улема и должностные лица ханства, участвовавшие в курултае. С этого дня Алымкул стал носить звание «амирул умаро» (эмир эмиров) или просто лашкер башы. [22]
- В бытностю аталыком, при малолетнем Султан Сеид хане, Алымкул построил новый ханский дворец в Коканде, великолепный архитектурный ансамбль с минаретами, торжественными, красивыми воротами, шедевр в стиле ферганских зодчих. Построенный под непосредственным руководством Алымкул аталыка в течение года новый дворец стал его наследием. И еще в народе, еще тогда позвали его Алымкулдун ордосу – дворец Алымкула. [23]
- Алымкул аталык едва ли единственный военачальник за всю историю Кокандского ханства, который имел пусть и небольшой успех в военных операциях с русскими войсками. Об этом свидетельствуют его военный опыт, искусство командования, организация тактики и стратегии военных действий против русских войск капитана Мейера и полковника М.Г.Черняева в мае-июле 1864 г., а также весною 1865 г. Одновременно он предпринимал ряд неудачных попыток наладить дипломатические отношения русскими в лице полковника М.Г.Черняева.[24]
- На долю деятельности Алымкула лашкер башы во главе ханства выпало вести борьбу против экспансии Российской империи на Среднюю Азию. Алымкул умело управлял ханством, укреплял обороноспособность государства, значительно улучшил состояние вооруженных сил, вел интенсивные дипломатическую деятельность как с соседями, так и с Кашгаром и Россией. Именно по решению Алымкула был отправлен в Кашгар Якуббек, который позже основал Восточно-туркестанское государство “Жети шаар”.
Алымкул лашкер башы был одним из редких военачальников Кокандского войска, который нанес первое поражение войскам Российской империи за время её среднеазиатской кампании. 1 октября 1864 г. в ходе битвы за Ташкент войскам М.Г.Черняева пришлось отступить при 16 убитых и 62 раненых. В числе этих 78 человек были 4 офицера, погиб и полковник Обухов. После этого Алымкул отправился к городу Туркестан, чтобы напасть на его казачий гарнизон. В местности Икан состоялось сражение, по итогам которого казаки были вынуждены отступить к Чимкенту, безвозвратно потеряв 60 человек, не считая пленных. Взятым в плен Алымкул предложил принять ислам, а после их отказа — велел казнить. В конце декабря 1864 г. через купца Мухамада Сайида Черняеву было отправлено предложение мирного договора, однако российский генерал отверг его.[25]
- Согласно известию К.К.Абазы, Алымкул ляшкер башы как командующий войсками был очень решительным, оперативно действующим полководцем. В свое время полковник М.Г.Черняев признавая талант и военное искусство войск Алымкула аталыка дал оценку, что их командующие более способные, чем у нас, артиллерия лучше нашей.[26] Разумеется, военное искусство кокандцев не может быть лучше российских войск. Видимо, М.Г.Черняев тем самым хотел особо отметить военно-стратегический опыт Алымкула ляшкер баши, который особо проявился при защите Ташкента. В последнем бою он был смертельно ранен, причем не противником, а своими сподвижниками. Однако, несмотря на это, он приказывал воевать единым фронтом под командованием единого командующего. И даже в предсмертных распоряжениях он призывал не оставлять правителя Коканда, выступать единым фронтом, всеми мерами противостоять «каапырам» т.е. русским, иначе они быстро уничтожать ханство.[27]
Однако историческая правда была уже не на его стороне, судьба Ташкента, а впоследствии целого Кокандского ханства, была предрешена. Этот факт лишний раз свидетельствует о его дальновидности, ибо не прошло и десяти лет как Кокандское ханство был полностью ликвидировано Российской империей и стало всего лишь одной из областей Туркестанского генерал-губернаторства — Ферганской.
Таким образом, как показывают вышеуказанные сведения, из-за соперничества во власти в стране вчерашние сподвижники и единомышленники в одночасье стали политическими конкурентами, непримиримыми врага¬ми, противостояние которых привело к убийству опытного политика менее опытными, но очень влиятельными вельможами Кокандского ханства.
Алымбек датка и Алымкул аталык в недавнем прошлом, с 1858-1862 гг., были единомышленниками на политическом олимпе. Однако именно борьба за верховную власть сделало их непримиримыми политическими конкурентами, в процессе которой один мешал другому. В этой борьбе обоим никак нельзя было остаться в живых и одновременно править государством. Это было тот самый случай, когда на кону была жизнь двух величайших государственных деятелей Кокандского ханство. В тех условиях они не могли остаться в живых и продолжать политическую деятельность.
Могли ли они действовать сообща, во имя будущего государства и народа ханства? Нам думается, что прояви они политическую сдержанность, толерантность и взвешенный подход, то вполне могли бы во имя будущего государства и народа сотрудничать, быть сподвижниками и дальше верой и правдой служить своему народу и государству. Однако в условиях политического хаоса в Кокандском ханстве им рано или поздно пришлось бы столкнуться.
Как такой опытный политик как Алымбек датка мог обмануться Алымкул аталыку, который был моложе его? Могла ли быть другая картина развития политических событий? В политической игре часто бывает, когда более опытные политики, не замечая того, в одно мгновение становятся жертвой менее опытных, но более удачливых политиков. Наверное, случай Алымбека датка и Алымкула аталык оказался одним из таких. Пока Алымбек датка набирал силу и авторитет далеко от ханской ставки, Алымкул аталык сумел переиграть ситуацию в самой орде хана.
Относительно роли и места Алымбека датка Асан-бий уулу и Алымкул аталык Асан-бий уулу в истории Кокандского ханства и кыргызов следует отметить ряд важных факторов.
Во-первых, пора восстановить историческую правду не только об Алымбек датке, но и об Алымкул аталыке. В кыргызской историографии жизнедеятельность Алымбека датки очень подробно изучена, тогда как жизнедеятельность Алымкул аталыка все еще изучается. Справедливости ради можно отметить, что ряд исследований все же имеются в нашей историографии.
Во-вторых, в советскую эпоху и Алымбек датка, и Алымкул аталык, равно как и подобные им другие исторические личности, в основном отражены только в исторической художественной литературе. Попытки осветить их деятельность предпринимались нашим знаменитым писателем Т.Касымбековым в романе «Сломанный меч» [28] Мои соотечественники благодаря этому нашумевшему роману узнали об их исторических заслугах перед своим народом.
В-третьих, особо следует подчеркнуть, что ни Алымбек датка, ни Алымкул аталык не будучи квалифицированными специалистами, по нашему мнению, имели глубоко продуманную, целенаправленную политическую, социально-экономическую и культурную платформы относительно дальнейшего государственного развития Кокандского ханства. Об этом свидетельствуют их логически последовательные и конкретно осуществленные дела во благо государства. Более того, нам, историкам, необходимо широко пропагандировать в сознании масс, особенно среди молодого поколения, жизнедеятельность и Алымбека-датки, и Алымкула аталыка.
В-четвертых, у них есть принципиальное отличие. Алымбек датка как важная персона политического олимпа Кокандского ханства, подобно Барс бегу, Мухаммед кыргызу, Кубат-бию, вынашивал идею о создании независимого кыргызского суверенного государства. Вполне возможно, если бы его насильно не умертвили, он бы предпринял конкретные шаги в этом направлении. В отличие от него, Алымкул аталык не вынашивал идею отделения кыргызов от Кокандского ханства, наоборот стремился сохранить внутреннее единство, создать единое государство, где кыргызы выступали бы как важная этнополитическая сила.
В-пятых, несомненен и другой факт, что и тот, и другой всегда как истинные патриоты своего народа защищали интересы кыргызов в политических играх и действиях Кокандского ханства. Они всегда стремились к сохранению политического паритета внутри государства и верховной власти ханства и добивались, чтобы в этом отношении за кыргызскими представителями в ханском дворце сохранялись значительные посты во властной структуре. Не без участия Алымбека-датки и Алымкула аталыка решались важные дела, назначались на крупные должности в иерархии политической власти, происходили крупные события, дворцовые перевороты в Кокандском ханстве.
В-шестых, Алымбек датка и Алымкул аталык всегда стремился к сохранению межэтнического согласия, взаимопонимания и мира внутри Кокандского ханства. Известно, что Ферганская долина издревле являлась перекрестком разных культур и религий. Это был регион, где проживало множество этнических общностей, и Алымбек датка, и Алымкул аталык прекрасно понимая последствия межэтнических столкновений, всегда старались сохранить мир между ними и с уважением относились к их истории, традициям и культуре. Вероятно также, что именно их стремление к сохранению согласия между народами завоевало им огромную популярность и авторитет. История свидетельствует о том, что в годы их правления не возникало проблем или столкновений на этой почве.
В-седьмых, вся общественно-политическая, социально-экономическая и культурная деятельность Алымбек датки и Алымкул аталыка свидетельствует о том, что они в совершенстве владели всеми или почти всеми тонкостями восточной дипломатии. Через торговцев Великого Шелкового пути, путешественников, послов, свои агентурные сети в различных странах они были в курсе всех событий соседних государств. Большие дипломатические усилия были затрачены ими и на объединение многих кыргызских племен и родов во благо единства и развития Кокандского ханства.
В-восьмых, неоценимое значение имеет их деятельность по градостроительству, новаторству в жизни городов. Чего стоит, например, Ак Медресе Алымбека в Оше, ханский дворец Алымкула в Коканде. Не меньшую значимость имеет строительство и других достопримечательностей, мостов, каналов, мельниц, маслобоен, озеленение улиц и мест отдыха.
В-девятых, и Алымбек датка, и Алымкул аталык были достаточно образованными людьми своего времени, хотя не заканчивали никаких академий или университетов.
В-десятых, учитывая историко-политические заслуги и Алымбека датки, и Алымкула аталыка перед своим народом, государством, следовало бы широко отмечать их юбилеи, назвать их именами улицы или площади, установить им памятники. В этом отношении немного повезло Алымбек датке, которому построены памятники в городе Ош, но не названа ни одна улица ни в Оше, ни в Бишкеке. Алымкул аталыку повезло еще меньше, у нас фактически о нем знают только историки, специалисты, немногочисленные потомки аталыка. Однако, насколько нам известно, у нас в Кыргызстане нет ни одного памятника Алымкул аталыку, его именем не названа ни одна улица. Во всяком случае, нам об этом неизвестно.
Список использованных источников и литературы:
1. Автор подсчитал это согласно “Тарих-и Шахрухи”. См.: Бейсембиев Т.К. “Тарих-и Шахрухи” как исторический источник. -Алма-Ата: Наука, 1987.-С.159-161.
2. Составлено автором исходя из рассказов старейшин своего рода Айткула, Абдрая, деда Абыта, знатоков жизнедеятельности Алымбека-датки из племени Баргы.
3. Абытов Б.К. Ош: факты, события и личности. –Ош, 2000. –С.156-173; Его же Выдающиеся личности города Ош. –Ош, 2000. –С.20-36.
4. Бейсембиев Т.К. «Трих-и шахрухи» … –С.123-124.
5. Валиханов Ч.Ч. //Собр. соч.: В 5-ти томах. -Алма-Ата, 1962. -Т. 3. -С. 359.
6. Туркестанские ведомости. -1907. -16 февраля.
7. Омурзакова Т. Курманжан датка. Эпоха. Личность. Деяния. –Бишкек, 2002. -С. 85.
8. Солтоноев Б. Кызыл кыргыз тарыхы. –68-69-бб.
9. Плоских В.М., Мокрынин В.П. История кыргызов (досоветский период). -Бишкек, 1992. -С. 77, 103.
10. Омурзакова Т. Курманжан датка… -С. 85.
11. Бейсембиев Т. К. “Тарих-и-Шахрухи” …. -С.161.
12. Наливкин В. Краткая история. –Казань, 1886. -С.188-189.
13. Молдокасымов К. Алымбек датка-Кокондун баш вазири //Кыргыз руху. -10,17 марта; Его же. Исхак олдо Асан уулу Кокондун акыркы ханы // Заман Кыргызстан. -1994. -18,25-ноябрь, 2-декабрь.
14. История Киргизской ССР… -С.518; История кыргызов… -С. 135.
15. Валиханов Ч. Ч. //Собр. соч… -Т. 2. -С. 200, 255.
16. Бабабеков Х. Народные движения в Кокандском ханстве и их социально-экономические и политические предпосылки (XVIII-XIX вв). -Ташкент, 1990. -С. 79.
17. Там же. -С. 70-80.
18. Алымкул аталык: тарыхый-булакнаамалык бейне. –Бишкек, 1999. –С.14-15
Буркашев С. Алымкул аталык боюнча саамалык // Кыргыз туусу. 23.10.2009; Молдокасымов К. Алымкул аталыктын теги жана ъсп\р\м кези// http://www.azattyk. org//1219017.html.
19. Алымкул аталык: тарыхый-булакнаамалык бейне. –Бишкек, 1999. –С.14-15
20. Молдокасымов К. Алымкул аталык// Кыргыз туусу 15-18 август, 2003-ж.
21. Джамгерчинов Б. Очерки политической истории Киргизии XIX века. –Фрунзе, 1966. –С.223; Омурбеков Т. Улуу инсандардын Кыргызстандын тарыхындагы орду жана ролу. -Бишкек, 2003. –224-б.
22. Алымкул аталык…-39-40-бб.; Наливкин В. Краткая история ….. –С.198; Набиев Р.Н. Из истории Кокандского ханства. –Ташкент, 1973. –С.67; Бейсембиев Т.К. “Тарих-и-Шахрухи” …. -С.126
23. Алибеков М. Кокандское ханство по новейшим известиям // ВС. №7. –СПб., 1869. –С.74; Наливкин В. Краткая история ….. –С.198.
24. Омурбеков Т. Улуу инсандардын … -227-228-бб.
25. Туркестанские ведомости .-№ 44.- 1898; Абаза К.К. Завоевание Туркестана. Рассказы из военной истории Туркестана, очерки природы, быта и нравов туземцев в общедоступном изложении. — СПб., 1902. — С.270; Зиевутдин И. Алимкул амир-лашкер и его место в политической жизни Кокандского ханства//Автореф… канд.. дисс. ..-Ташкент, 2004.; Алимкул…//dic.academic.ru/ dic.nsf/ ruwiki/ 277884. 10/2/16; Омурбеков Т. Улуу инсандардын … -226-229-бб
26. Абаза К.К. Завоевание Туркестана. … -С.275
27. Туркестанские ведомости .-№ 44.- 1898
28. Касымбеков Т. Сынган кылыч. –Фрунзе. 1976.