#Osh. 70 лет назад в Оше появился свой музей

#Osh. 70 лет назад в Оше появился свой музей

18 мая, 2021 Выкл. Автор IncredibleOsh

Морозным утром, а за окном было минус 6.5 градусов, 1 февраля 1951 года в Оше открыл свои двери Ошский областной краеведческий музей. В этом году ему исполняется ровно 70 лет. К сожалению, мы не знаем, где располагалось первое здание музея. Если кто-то из наших читателей владеет информацией по истории ошских музеев, мы будем рады ее опубликовать, чтобы наш рассказ был полным. Тем более темой международного дня музеев, отмечаемого 18 мая, в этом году “Будущее музеев: восстановление и обновление”. Давайте, вместе восстановим и обновим память по истории музеев Оша.

Решение об открытии в Оше первого исторического музея было принято в 1949 году. Важно отметить, что речь об истории музеев советского периода, мы не владеем информацией о музеях до 1917 года. Экспозиционная площадь первого ошского музея составляла 65 кв. метров с 268 экспонатами. Как вспоминают авторы энциклопедии “Ошская область” (1987 г.) большую помощь в формировании фондов нового музея оказали Ферганский областной краеведческий музей в Узбекистане и Ленинградское отделение института археологии АН СССР, сейчас это институт истории материальной культуры Академии наук РФ.

В 1962 году Ошскому областному музею были переданы фонды Джалал-Абадского музея. Напомним, что тогда весь юг страны представлял собой единую Ошскую область. Разделение на Баткенскую и Джалал-Абадскую области было еще впереди.

В 1964 году музею было передано здание мечети рабат Абдулла-хана II у северного подножия Сулейман горы, построенное в XVI веке в эпоху правления династии Шейбанидов по бывшей улице Алебастрова (сейчас улица Ремесленников).

До этого события в 1963 году заслуженный архитектор Киргизской ССР Владимир Нусов произвел первый архитектурный обмер мечети, сооруженной в так называемом “ферганском стиле”. После переезда в здание бывшей мечети экспозиционная площадь увеличилась до 420 кв. метров. Но все равно ее не хватало для музейных фондов, которые увеличивались за счет местных раскопок и научных экспедиций. Поэтому в 1968 году было построено основное здание экспозиционного зала, известное многим поколениям ошан. В 1974 году был достроен административный корпус с экспозициями на втором этаже. Центральный вход в музей располагался во внутреннем дворике мечети, справа от него были залы с экспозицией досоветского периода, а слева скучные залы с портретами советских вождей, включая весь состав Политбюро. Сегодня там находится Ошский областной музей изобразительных искусств имени Тургунбая Садыкова. Любопытно, что в Оше нет ни одной его монументальной работы, все его самые известные монументальные скульптурные композиции в Бишкеке. Ошанам и гостям города больше по душе музей на горе, открытый несколькими годами позже, из-за своего необычного расположения. Поэтому этот первый музей в связи с его открытием часто оставался в тени.

Жарким июльским днем 1978 года на Сулейман горе торжественно открыли новый уникальный музей, состоящий из 13 пещер на двух этажах с экспозиционной площадью 752 кв. метров.

По рассказам старожилов, первоначально вместо музея там предполагалось открыть кафе. Такая инициатива не получила поддержки у ошан, поэтому от нее отказались, тем более внизу было все еще действующее на тот момент кладбище. Сегодня музей на Сулейман горе самый популярный среди городских музеев и наверное одно из самых фотографируемых зданий в городе. Автором проекта является Кубанычбек Назаров, член Союза архитекторов СССР, председатель Ошского отделения Союза архитекторов Киргизской ССР. Помимо проекта нового краеведческого музея на Сулейман горе, Назаров соавтор (в составе творческих коллективов) нескольких проектов: площадь с обелиском в честь 50-летия Киргизской ССР (около здания нового музея у Сулейман горы, открытого в 2000 году), семиэтажный дом на улице Масалиева; благоустройство центральной площади с памятником Ленину в Оше; площадь у памятника павшим в войне; бывшее детское кафе “Сары-Челек” в парке имени Токтогула; кафе национальной кухни (бывший кымызбар) в районе старого автовокзала.

В 1982 году все музеи  и исторические памятники на Сулейман горе и вокруг него объединили в единый историко-культурный музей-заповедник. В который вошли непосредственно сама Сулейман гора с ее заповедной частью, представляющей историческую ценность и внесенная в список ЮНЕСКО, а также Ак-Буринская крепость I-XII века и мавзолей Асаф ибн-Бурхия XI-XVII века. А вот статус действующих исторических мечетей рабат Абдулла-хана  и мечеть Мухаммед Юсуф Байходжа-оглы на сегодня не ясен. Неизвестно находятся ли они на балансе музея или же они полностью переданы Духовному управлению мусульман Кыргызстана или же принадлежат местной мусульманской общине.

В 2004 году Ошский объединенный историко-культурный музей-заповедник был преобразован в Национальный историко-археологический музейный комплекс “Сулайман-тоо”.

Любопытно, что с преобразованием музея его фонд увеличился всего на пару тысяч экспонатов, достигнув отметки в 33 тысяч, из которых 20 тысяч составляли исторические документы и фотографии, то есть по данным 1986 года в музее было 29 тысяч 252 единиц музейных экспонатов. Здание нового музея по улице Курманжан датки у подножия горы было построено в 2000 году в честь празднования 3000-летия Оша. Таким образом сегодня в районе Сулейман горы в Оше три музея: краеведческий музей в пещерном комплексе; новый Национальный музей «Сулайман-тоо» за памятником Алымбек датки и музей изобразительных искусств по улице Ремесленников (где раньше и был первый музей в Оше).

P.S. Откуда пошло празднование международного дня музеев? С 1977 года по инициативе советской делегации на генеральной конференции Международного совета музеев в Москве и Ленинграде было принято решение об учреждении Международного дня музеев 18 мая. Международный совет музеев был создан в 1946 году.

Текст: IncredibleOsh

Благодарим нашу постоянную читательницу Анару Кадырбаеву за помощь в создании материала.

Фотографии Сергея Субботина, из архива Ошского областного музея изобразительных искусств, Темир Акимтеги, Kyrgyz Union, Алексея Варламова, а также из открытых архивов.

Поделиться ссылкой: