История Центральной Азии напоминает местами детективное приключение. Ош, с его тысячелетней историей тоже не исключение. Много малоизвестных, малоизученных сведений. Нам еще предстоит многое открыть совместно с вами.
Фотографии, сделанные в начале XX века поручиком Павлом Родственным, адъютантом командующего войсками Туркестанского военного округа, открывают нам забытый облик старого Оша. На одном из снимков запечатлены два мазара, расположенные у подножия Сулайман-Тоо. Эти архитектурные объекты не просто памятники старины, сведения о них содержатся в «Мусульманском сказании об Оше», записанном востоковедом и тюркологом Львом Зиминым. Ниже приводится оригинальный отрывок без изменений:
«У подножия Сулайман горы с юго-западной стороны находится два бедных мазара, носящих одно имя ходжа Ахмед Аркам. Один находится несколько выше на голом месте, при чем около него растет чахлое дерево, по-видимому, с трудом сохраняемое усилиями хранителя мазара, ежедневного его поливающего. Другой же находится несколько ниже и окружен целой рощей деревьев, совершенно скрывающих его от взоров тех, кто бывает на горе. Около нижнего мазара находится нечто вроде водоема или небольшого пруда, наполненного совершенно зеленой водой и наполовину покрытого плесенью. Возможно, этот водоем носил раньше имя «Симкеш», но теперь мне это название не пришлось слышать.
Оба мазара глинобитной постройки представляют собой простые навесы. И перед тем и другим лежат большие каменные глыбы, по-видимому, оторвавшиеся от вершины горы и упавшие вниз. В верхнем мазаре находится два овальных камня с наполовину стертыми арабскими надписями. На одном из камней мне удалось разобрать, что там похоронен имам в месяце Раби-аль-Ахир в 731 году по хиджре (от 12 января до 10 февраля 1331 года).
Полагаю, что в данном месте сказания идет речь об одном из этих мазаров, так как с южной стороны больше нет ни одного мазара. Мое предположение подтверждается находящимся в конце сказания рассказом о смерти ходжа Ахмеда Аркама, а также тем, что в тексте он назван сподвижником пророка, так охарактеризовал его хранитель обоих мазаров, носящих его имя».
Источником для Зимина послужила публикация 1885 года в газете «Туркестанские ведомости» (выходила с 1870 по 1917 годы в Ташкенте), автором которой был востоковед и военный администратор Николай Лыкошин. Блестяще владея местными языками, Лыкошин работал с оригиналами манускриптов и общался с хранителями святых мест напрямую. Его целью было переложить религиозные тексты на русский язык, сохранив при этом живой народный колорит. Главным источником для него послужил «Рисаля-и-Тахт-и-Сулейман» («Трактат о Троне Соломона») особый жанр паломнического путеводителя, содержащий биографические сведения (манакиб) о известных авторитетах Оша.
Рисаля (от араб. «послание», «трактат») — литературный и научный жанр в средневековой ближневосточной культуре (арабской, персидской, тюркской), представляющий собой небольшое сочинение, эссе или трактат по религиозным, философским, политическим или научным вопросам.
Арабское словоманакиб является множественным числом от манкаба «достойное восхваления дело, поступок». С IX в. оно стало использоваться в сборниках хадисов в заголовках глав «Китаб аль-манакиб» («Книга достоинств»), в которых говорилось о достоинствах сподвижников Посланника Аллаха (мир ему).
Легенда о ходже Ахмеде Аркаме
Именно из «Рисаля» была заимствована история о ходже Ахмеде Аркаме. Предание гласит, что при строительстве городской стены Оша люди не могли сдвинуть колоссальный камень, предназначенный для фундамента. Сотни рабочих и десятки животных оказались бессильны. Тогда Ахмед Аркам велел изнуренным строителям идти отдыхать, пообещав, что утром камень будет на месте. Ночью, совершив молитву, он легко перенес гигантский валун к основанию стены. Утром горожане обнаружили камень вмурованным в кладку. Не стоит забывать, что речь идет о предании. Документальных подтверждений об истории этих двух мазаров очень мало. Мы все еще в поиске новых сведений.
Загадка водоема Симкеш
Лев Зимин, ссылаясь на материалы Лыкошина, упоминает водоем у мазаров, который он считает, назывался Симкеш. Название происходит от персидских слов «сим» (серебро) и «каш» (тянуть/притягивать), что переводится как «серебристая жила» или «тянущий серебро». Это подчеркивало необычайную чистоту воды.
По одной из версий, хауз Симкеш возможно располагался в районе мечети-рабат Абдуллахана II Вода в него поступала из арыков, питаемых рекой Ак-Буура. Это информация требует подтверждения. Возможно вместе с водоемом Симкеш раскроется и тайна Жаннат арыка. Это был просторный бассейн, обсаженный деревьями, служивший «порогом» священной горы, паломники совершали здесь обязательное очищение перед восхождением.
К сожалению, в 1960–70-е годы в ходе масштабной реконструкции Оша, гидротехническая система была изменена: арыки пущены в трубы, а старые пруды засыпаны. Сегодня открытые источники хранят лишь крупицы информации о том, прежнем Оше. Но это не значит, что история стерта. Каждая такая фотография, каждый найденный документ это шанс восстановить утерянные исторические памятники.
Текст подготовлен Incredible Osh на основе «Мусульманское сказание об Оше» Льва Зимина, других источников музея Кунсткамеры