Incredible Osh & «Сулайман-Тоо»: история мазара Асаф ибн Бурхия
8 января, 2026У подножия восточного склона священной горы Сулайман-Тоо, в самом сердце древнего Оша, находится место, куда приходят не просто посмотреть, а почувствовать историю. Это мазар (мавзолей) Асаф ибн Бурхия один из почитаемых и загадочных историко-культурных памятников города, хранящий в себе легенду, веру и следы тысячелетий. Материал подготовлен в рамках совместного проекта Incredible Osh & Национального историко-археологического музейного комплекса «Сулайман-Тоо».

Одно из преданий связывает мазар с именем Асафа ибн Бурхия мифического сподвижника легендарного царя Сулаймана. Согласно легенде, он завещал похоронить себя именно здесь у подножия горы. Его воля была исполнена, а над могилой было воздвигнуто сооружение, которое на протяжении веков разрушалось и возрождалось вновь, отражая сложную и многослойную историю самого Оша.
Мазар как центр веры и жизни
Современное здание мазара было построено в XVIII–XIX веках в традициях ферганской архитектурно-строительной школы. За двести лет своего существования здание неоднократно подвергалось строительно-ремонтным работам и вплоть до периода Советской власти содержалось в порядке за счет средств, получаемых от недвижимого имущества, пожертвованного состоятельными мусульманами городов Ош и Андижан вакфом в пользу мазара.
К концу XIX — началу XX века мазар Хазрета Асаф ибн Бурхия был не просто отдельным зданием, а крупным культовым комплексом, в состав которого входили мечети, кара-хана и кладбище. Это также подтверждается протоколом Ошского уезда от 14 июня 1904 года, подробно описывающим владения и значение мазара. Мазару принадлежали лавки на Старом базаре в районе квартала Шейит-Дөбө, в квартале Шахид-Көчө, земельные участки в кварталах Шахляр, Имам-Ата, Төрт-Көчө, Гузар шейхов, а также сады в окрестностях мазара.

Доходы от обширных вакфных земель, лавок и садов позволяли поддерживать комплекс в полном порядке, содержать служителей мазара с мечетью и медресе по изучению Корана. Это было место, где вера, образование и повседневная жизнь существовали как единое целое.
Как его видели путешественники прошлого? К примеру, Евгений Марков в 1893 году описывал мазар как полутемную часовню с массивной каменной гробницей, окруженной куфическими надписями из священного Корана, и резными дверями, ведущими в пространство «сурового величия».
Более подробные сведения о мазаре содержатся в статье востоковеда Лев Зимина «Мусульманское сказание об Оше», опубликованной в 1913 году в «Протоколах Туркестанского кружка любителей археологии». Статья сопровождалась фотографиями ошского нотариуса П. Ульянова. В своей работе Зимин отмечал резную дверь с именем мастера Ахмеда, купол, возвышающийся над землей на 8–9 аршин, а также атмосферу тишины, в которой, казалось, останавливается время.
Реставрации и научные исследования
В конце 70-х годов Министерство культуры Кыргызской ССР принимает решение о реставрации мазара. В 1980–1982 годах были проведены комплексные научные изыскания и разработан проект реставрации Специальными научно-реставрационными производственными мастерскими Минкультуры Кыргызской ССР. Авторы проекта реставрации Д.Д. Иманкулов, Е.В. Фролов, С.С. Меркулова, историко-архитектурные исследования Б.В. Помаскин, консультант В.Е. Нусов.

В результате научных изысканий мазар был реставрирован, вследствие чего восстановлены его первоначальные объёмы, в частности главный фасад — портал с изящными угловыми колонками, четырьмя сквозными проёмами, забранными решётками-панджара, и фигурными керамическими навершиями.
Сегодня мазар представляет собой портально-купольное сооружение с восьмиугольным внутренним пространством, стрельчатым куполом и выразительным порталом с колоннами, решётками-панджара и керамическими навершиями. Архитектура мазара не подавляет — она успокаивает и настраивает на тишину.
Сегодня мавзолей Асаф ибн Бурхия включён в Государственный список памятников истории и культуры Кыргызской Республики под охранным номером 343 и является частью туристско-экскурсионного маршрута.
Одна важная деталь
В XIX веке мазар неоднократно ремонтировался, о чем свидетельствуют кирпичи, встречающиеся в кладке, с клеймами мастеров XIX века. Помимо этого во время исследований внутри мазара была обнаружена кирпичная сагана X–XII веков, выложенная узором «в ёлочку» и уходящая под заднюю стену здания.
Это является немым свидетельством того, что это место было священным задолго до формирования современного облика памятника, поэтому нам еще предстоит узнать неизвестную страницу старинного мазара у самого подножия Сулайман горы.


Архивные снимки Павла Родственного. Снимок на обложке неизвестного автора. Цветная оцифровка Incredible Osh. Современные снимки мазара Zafer Dincer




