Алла Аскарова: Мой первый танец поставила Розияхон Муминова

Алла Аскарова: Мой первый танец поставила Розияхон Муминова

17 июня, 2023 Выкл. Автор IncredibleOsh

Летом в городе наблюдается затишье, в июне творческие коллективы двух ошских театров отправились в отпуск. Артисты Ошского государственного академического узбекского музыкально-драматического театра имени Бабура еще полностью не освоились в обновленном здании, поэтому беседа с заслуженной артисткой КССР Аллой Аскаровой проходила в здании филармонии.

Смешанная кровь

Алла Аскарова родилась 27 сентября 1954 года в селе Семиозерье (ныне Аулиеколь) Костанайской области в Казахстане. Она из многонациональной семьи: отец — Махмуд Аскаров узбек, мама — Мария Аскарова, наполовину по матери русская, а по отцу осетинка. До распада Союза семья Аллы поддерживала связи с родными по осетинской линии, потом общение прекратилось. Родные дали Алле второе имя «Озотхон» — «Свобода». Семейная легенда связывает появление второго имени с переездом семьи из Семиозерья в Ош. «Родители хорошо жили в Семиозерье, было свое хозяйство, дом, но вынуждены были сменить место жительства. У моей мамы Марии было 7 детей, она была очень хозяйственная, работала в детском саду. Отец работал завхозом, после работы дома играл на рубабе, сам подбирал мелодии, помню, советовался со мной, правильно ли он играет. Я училась в школе имени Ленина с русским языком обучения. С нетерпением ждала показа телевизионного спектакля «Кольцо» Ташкентского театра, где играла Гульчехра Исмаилова. Я тоже хотела стать артисткой как она. Набралась смелости и когда мне было 15 лет, в канун праздника 8 марта пришла в узбекский театр. У меня спросили: «Ты танцуешь? Играешь в спектаклях?» Я ответила второе. Директор Мухаммадусмон Азизов взял меня в театр. Вместо школы я утром шла в театр. Три месяца мной никто не занимался, я приходила, сама работала над собой, смотрела, как занимаются с другими артистами. Я стеснялась. К тому же нужно было улучшить узбекский язык».

Вскоре родители узнали, что дочь прогуливает школу, состоялся серьезный разговор. Алла плакала, объясняла, что хочет стать артисткой театра. В школе перешла на вечернее обучение. После школы было две попытки получить профессиональное образование. Но один раз из-за гастролей не смогла поехать на вступительные экзамены. Во второй раз был недобор. Алла не получила профессионального образования в учебном заведении, но сумела компенсировать полной реализацией природных способностей, умением вживаться в роль, трудолюбием и ответственностью.

Первое выступление в Баткене

В театре ей повезло — с ней стала заниматься известная балетмейстер Розияхон Муминова, народная артистка КССР. В ее честь названа одна из улиц Оша. При жизни она внесла огромный вклад в развитие театрального и танцевального искусства Кыргызстана. 56 лет проработала в театре им Бабура, поставила около сотни танцевальных номеров, среди которых известная «Андижанская полька». Сыграла в разных спектаклях. Большой опыт передала молодым артистам. «Розияхон Муминова поставила мне мой первый танец «Гульнор», танец начинается медленно, потом ускоряется, очень красивый номер. В те дни труппа театра поехала на гастроли в Баткен, меня тоже взяли. Я очень сильно волновалась, опытные артисты заплели мне косички, сделали макияж, поддерживали меня. Мое первое выступление на сцене состоялось в Баткене. Вернувшись в Ош, через 15 дней были гастроли в Душанбе. Так началась моя артистическая жизнь».

Театр — семья — театр

В семье Алла была единственной артисткой, отец Махмуд поддерживал ее, приходил на спектакли, поздно вечером забирал ее домой, говорил, что если начинаешь что-то делать, то делай это хорошо. Его брат как-то сказал: «Когда станешь заслуженной артисткой, приду на твой спектакль». Так и было, он пришел на спектакль в 1986 году, когда Алла получила звание. Также она награждена почетной грамотой имени народной артистки СССР Бакен Кыдыкеевой. Кстати, ТЮРКСОЙ объявил 2023 год — годом имени Бакен Кыдыкеевой в память о ее великом творческом наследии.

Работы в театре много. Алла смотрела, как работают династии артистов, один человек привлек ее особое внимание. В 1975 году Алла вышла замуж за Бахтияра Дадажанова — артиста театра, он проработал здесь 60 лет. Его мать, отец и братья много лет работали в театре. Родители мужа: Максуда и Дадажан Каюмовы приняли невестку, понимали, как непросто совмещать театр и семью. «Мой муж, можно сказать, родился в театре, с малых лет там. Свекор Дадажан Каюмов был строгим, дисциплинированным. Это большой труд — сохранить семью. Я все успевала, играла в театре, старалась, чтобы не было упреков, вела домашние дела. Ни разу долго не сидела в декрете, часто брала детей на гастроли. У нас с мужем подряд родились пять девочек, потом два сына — 7 детей. Сейчас 19 внуков, 3 правнука. Кто-то живет в России, одна дочь в Турции. Наши дети тоже работали в театре, от 8 лет и больше, потом каждый нашел свой путь, стали учителями, сын бизнесменом, одна из дочерей экономистом. Все дети и внуки очень артистичные, хорошо танцуют, умеют ставить номера. Дочки вышли замуж за творческих людей».

Работать с родственниками в театре не всегда легко и просто, особенно, когда задействованы в одних сценах. Алла вспоминает, как на гастролях в Джалал-Абаде играла на сцене с мужем, а в зрительном зале сидела свекровь. «Я не знала, что свекровь там сидит, играла на всю силу, показала свой темперамент. Потом свекровь сделала замечание, муж объяснил — мы артисты, живем на сцене. Также мне приходилось играть на одной сцене с братом мужа — Шавкатом Дадажановым. Тогда была некоторая скованность и сдержанность».

Знаменитый артист Шавкат Дадажанов родился в 1941 году, с 9 лет играл в театре, сыграл более 80 ролей. В 33-летнем возрасте стал заслуженным артистом УзССР. В возрасте 49 лет присвоено почетное звание заслуженного артиста КССР, в том же году — звание народного артиста КССР.

Обогащая каждую роль деталями

В карьере нашей героини более 60-ти спектаклей, она танцевала, играла, участвовала в интермедиях, была ведущей. Для Аллы каждая роль имеет значение. В одном спектакле у нее была всего одна фраза, ее героиня попросила пиалу масла. «Я настолько глубоко проработала эту роль, что даже автор восхитился». Ей нравится работать над каждым образом, даже дома, занимаясь хозяйством, продумывает детали, движения танца. Она довольна выбором профессии, есть лишь легкое сожаление, что вовремя не получила образование. «В начале карьеры боялась, что не сыграю роль, поэтому прилагала еще больше старания. Театр — это ежедневный труд. На репетициях я выкладываюсь полностью. Профессионализм приходит с годами. Мне нравится собирать роль по деталям. Как-то дали роль старушки-татарки. Я приметила одну старушку, которая продавала вязаные носки, месяц наблюдала за ней, как она ходит, как одевается, выучила несколько фраз на татарском языке. Все берется из жизни. Моя героиня получилась интересным персонажем, мне самой понравилось. Нас оценивает зритель, а его не обманешь. Приятно, когда после выступления говорят добрые слова».

Одной из сложных ролей была роль матери двоих сыновей в пьесе «Последние жертвы войны» автора Уткира Хашимова. По сюжету больному сыну врач прописал овечье молоко, но после войны люди жили в бедности, не могли позволить даже коровье молоко. У семьи негодяи увели корову. На огороде росла клубника. Мать узнала, что за чашку свежей клубники можно получить еду, в том числе целебное молоко. По ночам они потихоньку собирала клубнику и днем меняла на еду. Сыновья не знали об этом. Старший сын обнаружил, что клубника исчезает, думал, что воры, решил обнести огород проволокой и пропустил электрический ток. Ночью мать вышла на огород за клубникой и … погибла. Сын, ради которого она это делала, произнес: «Мне бы не молоко пить, а яд». Алла вспоминает, что это был сложный спектакль, полный драматизма, но роль того стоила — в финале, когда ее героиня погибает, зрители замирали, на их лицах были слезы.

Алла всегда любила острые характерные роли, когда могла показать весь спектр актерского мастерства. Одна из любимых ролей — серия детских спектаклей о Бабе Яге автора многочисленных пьес театра Эркина Бойназарова. «7 лет я играла Бабу Ягу, поначалу было тяжело играть, потом поняла, как могу проявить себя, полюбила этого персонажа. Дети и учителя пугались от моей игры, настолько я была убедительной».

В молодости Алла сыграла две роли в индийском спектакле «Точка»: девушку и обезьянку. «Приходилось быстро переодеваться в обезьянку, затем быстро снимала костюм и надевала индийское платье героини. Это сказка о борьбе бедных и богатых за волшебный топор, в конце добро побеждает». Алла уверена, комедии нужны людям.

Она с улыбкой вспоминает казусы в работе, когда забывала слова, и ее спасала интерпретация. Даже не смотря на солидный опыт, перед выходом на сцену Алла волнуется как в первый раз. На сцене через несколько минут волнение утихает и актриса полностью реализуется в своем образе, даря свое творчество людям.

Чтобы сохранить актерскую искру, Алла следует советам опытных коллег, которые не приветствуют выступления артистов на бесконечных праздниках и свадьбах. Для многих это дополнительный заработок, ведь зарплаты артиста театра не всегда достаточно для достойной жизни.

Спустя полвека работы в театре, Алла Аскарова полна энтузиазма, готова сыграть не одну роль. Она живет театром. Желание выходить на сцену к зрителю остается на всю жизнь.

Созданный в 1914 году, театр поставил более 600 постановок по произведениям узбекской, русской, таджикской, киргизской и мировой классики, а также к современной драматургии народов мира. Театр славится академическими постановками: «Лейла и Маджнун» Хуршида, спектакли «Звезда надежды» («Пегий пес, бегущий краем моря»), «Первый учитель»,  по мотивам произведений Ч.Айтматова, «Ричард III» по У.Шекпиру, «Корона» С.Раева и многие другие. Во многих из них играла Алла Аскарова.

Специально для Incredible Osh Сахира Назарова. Фотографии из личного архива Аллы Аскаровой

Поделиться ссылкой: