Путь Хуршида: от учителя немецкого языка до шеф-повара в ресторане
3 октября, 2022К своим 33-м годам житель Оша Хуршид Абдурахимов освоил несколько профессий, пять лет находился в трудовой миграции, был шеф-поваром московского ресторана восточной кухни, после окончания вуза в Оше работал учителем немецкого языка, недавно стал студентом заочного обучения, постигает новое направление — юриспруденцию. С улыбкой говорит, что ему помогает знание языков, коммуникабельность и стремление к новым знаниям. Единственный сын, живет со своими родителями, вместе с женой Хуршидой воспитывают двоих детей.
Коренные жители Оша
Хуршид родился в обычной городской семье. В семье деда Абдуманапжана по отцовской линии было 6 мальчиков. Семья занималась сельским хозяйством, была зажиточной, по дому помогала прислуга. У Манапжана было 7 детей, к сожалению, два мальчика скончались в детстве, остались единственный сын Одил и четыре сестры.
Хуршид вспоминает, что у его отца Одила Абдурахимова была юношеская нереализованная мечта — работать в гражданской авиации, он не поступил в училище, всю жизнь проработал шофером. Он постоянно напоминал детям, чтобы они хорошо учились, что в жизни важно быть образованным. По его рекомендации Хуршид много читал, привычка осталась до сих пор, причем любовь к чтению выражается к печатным бумажным изданиям, которые по его словам, способствуют улучшению работы мозга в сравнении с электронными книгами.
В 90-х годах Мать Хидоятхон была успешным частным предпринимателем, много ездила по коммерческим делам. 8 августа 2002 года скончалась папина мать, а 24 августа — мамина. Две большие потери в семье произошли на тот момент, когда Хидоятхон находилась в России и по разным причинам не смогла вовремя приехать. Похороны близких людей провели без нее. Вернувшись в Ош, она сказала, что больше никуда не поедет, не будет заниматься коммерцией. Стала домохозяйкой, сейчас вместе с мужем помогают в воспитании семерых внуков от троих детей.
«Я единственный мальчик в семье, у меня есть старшая и младшая сестры. Сестра Хилола хорошо училась, после школы поступила на бюджетное отделение на бухгалтерское дело в ОшКУУ, после его окончания получила второе образование — учитель начальных классов и работает по специальности. Она преданно любит педагогику, была первым учителем в одной из узбекоязычных школ Кара-Суу, которая стала обучать детей на русском языке».
Школьные годы
Хуршид учился в школе с узбекским языком обучения №41 им.Хабиба Абдуллаева в микрорайоне Туран. «В начальных классах у нас была учительница Сохибахон, добрая, отзывчивая. В классе был 21 мальчик и всего 9 девочек. Когда учился в средних классах, нас стали распределять по параллелям: в класс «А» собрали самых сильных учеников, я был в классе «В» и ждал, что меня возьмут в сильный класс, так как я хорошо учился, но меня не взяли. Мне стало обидно и это послужило мотивацией к учебе, я захотел стать лучшим. Каждый день я старательно выполнял все домашние задания, вечером делал себе отчет, что сделано, вел самоанализ. Это было добровольно, без принуждения и без чьей-либо подсказки. Все это положительно отразилось на моей успеваемости. Однажды перед выборами к нам пришел кандидат в депутаты и сказал, у кого из учеников за весь день имеются сплошные пятерки, тому он даст 50 сомов. Я поднял руку, но так как одна оценка у меня была не пятерка, то кандидат дал мне 30 сомов. В те времена это были существенные деньги, тем более для школьника. К слову, я их так и не успел потратить, потерял где-то. Школу окончил с медалью, в аттестате все пятерки».
В детстве и юности был неспокойным, активным ребенком, никогда не жаловался отцу, но на него бывало жаловались. Однажды в доме тети играл со спичками, поджег бумагу, испугавшись, тихонько вышел из комнаты и ушел к себе домой. Когда взрослые вошли к комнату, там был дым, пожар удалось предотвратить.
В школе приходилось отстаивать свою позицию разными доступными способами. «Я всегда защищал слабых, поэтому бывали драки. Помню, в первом классе на празднике «День букваря» один мальчик зло пошутил насчет меня и моего друга, тогда я подошел к нему и ударил его по лицу, пошла кровь. Прошли годы, мы так и учились в одном классе, я уже стал примерным школьником, хорошо учился, увлекался футболом, занимался каратэ. Но он оказывается помнил и в классе 8-м или 9-м припомнил мне тот случай на «День букваря», стал грубить, словом, нарываться. Я пошел домой, переоделся, надел кроссовки, пришел в школу и подрался с ним, все ребята наблюдали, что я была сильнее. Повезло, что нас не поставили на учет в милиции. После той драки мы подружились, до сих пор общаемся, когда он обращался ко мне за помощью, я помогал. Сейчас наши дети учатся в той же школе».
Большие планы и первый неожиданный поворот судьбы
Хуршиду всегда легко давалось изучение языков, поэтому после школы он выбрал направление — немецкий язык с дополнительным английским в ОшГУ. Трое друзей поступили в одну группу. Ему нравилась учеба, у него были большие планы, но тут заболел отец и ему пришлось взять на себя ответственность за финансовое обеспечение семьи. «Я взял академический отпуск, который затянулся на долгие 6 лет».
«В детстве пока родители были на работе, я с интересом занимался приготовлением еды, знал особенности азиатской кухни. При выборе кем работать, решил стать поваром и уехал в Москву. Я помнил, что в детстве с мамой был в Москве два раза, Черкизовский рынок казался огромным, а Ленинградский и Казанский вокзалы — шумными и многолюдными. Я устроился поваром в известной сети ресторанов «Чайхона №1». Готовить для себя и семьи — одно дело, а для людей — это больше ответственности, готовить нужно быстро, правильно, красиво и, главное, вкусно. У меня все получалось, чаевые и похвала от клиентов — отличная мотивация для повара. На кухне я быстро освоил работу по разным направлениям: в холодном цеху на салатах, в горячем на основных блюдах, с тестом работал, на мангале. Карьера — правильная вещь и надо уметь этим пользоваться. Мне всегда помогало знание языков, я хорошо знаю русский, в России это пригодилось. К тому же я коммуникабельный, умею находить общий язык в людьми».
Каждый день с утра до вечера Хуршид работал, жил, как и многие мигранты на съемном жилье — 7-8 человек в одной квартире, сильно скучал по родным и друзьям. Говорит, что «чувствовал себя не в своей тарелке». Он добавил, что эта работа была легальной трудовой миграцией с соблюдением всех требований законодательства РФ.
«Поймать волну»
Хуршид с большой теплотой вспоминает годы работы в московском ресторане. Молодой, энергичный парень быстро освоил тонкости работы на кухне. Он часто вспоминал как его мама Хидоятхон готовила лагман для семейных мероприятий. Состав теста на лагман и манты одинаковый, разница в пропорциях муки и воды, на лагман тесто должно быть плотнее. Он сравнивает: в Оше при подаче лагмана больше внимания уделяется вкусу и размеру порции, а в Москве — красоте и гармонии нарезки овощей, зелени и мяса. «В Москве для лагмана мы тонко нарезали баранину, использовали три цвета болгарского перца — красный, желтый, зеленый, также добавляли зеленые стручки молодой фасоли и ароматный стебель сельдерея».
В подчинении у Хуршида работали 24 повара, в основном, молодые мужчины, мигранты. Работа была сложная, ответственная — 12 часов на кухне. Заработная плата повара составляла 25-27-30 тысяч рублей в месяц.
В ресторане были строгие требования по соблюдению чистоты. Если после проверки оценка чистоты набирала 95 балов, то сотрудники получали премию по одной тысяче рублей каждый. В случае, если оценка была ниже 85, то был штраф. Такая система была хорошим стимулом для поддержки качества работы.
В ресторане было основное меню азиатской кухни и сезонное, например, во время религиозных постов в меню были блюда без мяса — овощные котлеты, плов с урюком, манты с зеленью, лагман без мяса. Летом обязательно была в ассортименте окрошка. Каждый год меню обновлялось.
Ресторан «Чайхона №1» — недешевое место, 5-7 лет назад порция плова весом 250 граммов стоила 320 рублей, порция лагмана 450. Красиво оформленная фруктовая ваза стоила 1500. Одна лепешка, испеченная в ресторанном тандыре, стоила 80 рублей. Порции в ресторане небольшие, здесь важна общая атмосфера, на которую влияет не только кухня, но и оформление, удобство расположения места, качество сервиса.
Днем люди часто заказывали разные салаты: «Ташкент», свежий, из морепродуктов, а из основных блюд — супы, лагман, чучвару, чебуреки. Вечерняя кухня — манты, лагман, плов, разные шашлыки и блюда из мяса. Вечером средний чек на одного человека составлял около 3 тысяч рублей.
Быть шеф-поваром — интересная, но и стрессовая работа, надо знать, в какие дни поток клиентов больше или меньше, чтобы рассчитать расход быстро портящихся продуктов, особенно это касается свежей зелени и овощей. В те годы для обеспечения продуктами сеть ресторанов сотрудничала с около 40 фирмами. Ежедневной поставкой овощей и фруктов занимались 4 фирмы.
Руководить кухней — означало знать, когда какие культурно-массовые мероприятия в ближайшем спортивном комплексе «Олимпийский», чтобы быть готовым к большому потоку людей. Руководство знало, в какие дни мероприятия, готовились заранее, например, в день, когда певец Тимати давал концерт, на кухне готовили 2-3 казана плова и салаты. Это называлось — «ловить волну», это было рискованно, но и вознаграждение было соответствующее — после хорошо отработанной смены в день концерта сотрудники получали премии.
Хуршид с улыбкой вспоминает, как менялся его характер, когда он находился в отпуске в Оше, он становился мягче, добрее, спокойнее. В один из отпусков он устроился учеником мастера по укладке печей для кухонь и обогрева. Как-то мастер попросил его помочь с работой в Москве, тогда Хуршид трудоустроил его в ресторан. Мастер был сильно удивлен, увидев, что его ученик в ресторане работает шеф-поваром.
Через два года работы в ресторане Хуршид стал су шефом — помощником шеф повара, а через полтора месяца — шеф-поваром. Все было хорошо — постоянная работа в престижном месте с достойной зарплатой. Месячный оборот денежных средств в ресторане составлял около полутора миллиона рублей.
«Через пять лет работы в московских ресторанах я решил уйти. У нас был дружный коллектив, заработная плата больше 80 тысяч рублей в месяц. Мы недавно отработали новое меню на более, чем 40 блюд. Когда мы представили блюда нового меню нашему руководству, нас похвалил бренд-шеф (руководитель пяти ресторанов сети, в которой более 30 ресторанов по всей стране). Когда я сообщил о своем уходе, они не хотели меня отпускать. Да, я всегда знал, что ресторан, миграция — это временно, я не оставлял мыслей о завершении учебы в вузе. Но тогда работа была необходимостью».
Религия как поддержка
Ресторан находился возле соборной московской мечети, которая после реконструкции открылась в сентябре 2015 года. В это время Хуршид был там, он был под впечатлением от увиденного: красивая мозаика, огромная люстра, аяты из Корана на стенах и потолке. Для него религия всегда была и остается основой духовности, она помогает ему в сложные моменты, он соблюдает все предписания.
Оглядываясь в прошлое, Хуршид понимает, что решение взять академический отпуск и уехать на заработки — было одним из важнейших в его жизни. Он пережил тот сложный переломный момент, когда пришлось отодвинуть мечты об образовании и кардинально поменять жизнь. Он уверен, что поступил правильно. Период в миграции для него стал накоплением жизненного опыта, проверкой на выносливость, устойчивость, человечность. У него было время подумать о своем будущем, понять, к чему он стремится, какие планы на последующие годы, чем он займется по возвращении на родину. «Там я прошел проверку, научился ценить труд, глубже понял родителей, как это ответственно — зарабатывать средства для всей семьи. У меня всегда была мотивация — вуз. Я находил силы работать в миграции еще тем, что думал о будущем, чтобы мои дети не сталкивались с такими трудностями. Те годы закалили мой характер».
Студент. Часть II
Вернувшись в Ош, в 2017 году Хуршид сразу же восстановился в вузе, погрузился в учебу. Это был другой человек — умудренный опытом, четко идущий к своей цели. На летних каникулах он поехал в Германию по программе совмещения языкового погружения и работы для студентов. Несколько месяцев пролетели быстро. Он попал в туристический небольшой город Росток, работал в сети булочных. Навыки работы в сфере услуг ему пригодились.
«Я хорошо подтянул немецкий язык, потому что не было выхода — надо общаться на языке той страны, куда приехал. Меня поразили воспитанность, вежливость, отзывчивость местных жителей. Помню, со студентами мы поехали на электричке в соседний город для прохождения медицинского обследования. В вагоне познакомились с местной жительницей, девушка узнала, куда мы едем, сразу же позвонила своему отцу, который оказался врачом, узнала адрес и как нам добраться до нужного медучреждения. Кроме того, эта девушка вышла с нами на нашей станции, хотя ей нужно было ехать дальше, она проводила нас до нужного места. Нам было очень приятно, ведь мы были в чужой стране. Когда я работал, мне сообщили, что в Оше жена родила нашего второго ребенка — мальчика. В этот день — 4 августа родился мой дед Абдуманап, поэтому сына мы назвали в его честь. На радостях я приготовил плов и угостил всех студентов, с кем мы там работали, мне хотелось поделиться радостью со всеми. Вообще, та поездка в Германию оставила только положительные впечатления».
Еще больше положительных впечатлений было от второй поездки в Германию. Активные студенты написали проект по культурному обмену и осенью 2018 года 13 человек (из них 11 студентов) отправились в двухнедельную поездку по городам Германии. Они побывали в Берлине, Гамбурге, Франкфурте-на-Одере, Лейпциге и Дрездене. Поездка включала встречи со студентами разных стран, обучающихся в Германии.
«В одном из вузов нас встретила студентка с приветствием на узбекском языке «Ассалом алейкум», мне было очень приятно услышать родной язык вдали от родины. Мы приняли участие в международном студенческом фестивале, где были представлены около сотни стран. Мы достойно представили свою страну — Кыргызстан. На фестивале я увидел флаг Турции и подошел к студентам, когда заговорил с ними на турецком, они очень обрадовались. Мы душевно пообщались, до сих пор переписываемся, они из Анкары. Знание разных языков помогает выстраивать коммуникации с людьми, убирает барьеры, мне это всегда помогало в жизни. Кстати, турецкий язык я выучил по фильмам, когда был в Турции, свободно общался с местными жителями».
Молодой педагог
Педагогическую практику Хуршид проходил в школе Ага Хана, так как там были классы по изучению немецкого языка. «Мне нравится обучать детей. Придя на практику, я был уже морально готов к этой работе, не было особого волнения и беспокойства. На каждом уроке старался заинтересовать учеников изучением языка. У меня накопилось столько информации, мне очень хотелось поделиться впечатлениями о поездках в Германию. Общаясь с учениками, я интересовался, кем они хотели бы стать в будущем. Оказалось, что ученикам не хватает знаний по профессиональной ориентации, чтобы они четче понимали, кем они хотят стать, какие у них способности, куда для этого нужно пойти учиться. После практики из 11-ти студентов мне одному предложили работу в этой школе. Мои коллеги по проектам по поездке в Германию были рады за меня».
1 сентября 2019 года Хуршид Абдурахимов пришел в школу в качестве учителя. Он был активным педагогом: ездил с ребятами на семинар по темам культуры на побережье Иссык-Куля, был в Душанбе по экологической теме. Все шло замечательно. Но жизнь вновь столкнула Хуршида с новым испытанием.
Неожиданно начавшаяся пандемия коронавируса изменила привычное течение жизни — в школе сократили уроки изучения немецкого языка, Хуршид остался без работы. Он много думал о том, чтобы уехать в Германию на заработки, ведь он профессиональный повар, знает язык, но это был бы лишь бизнес, а ему хотелось какого-то развития, прогресса, чего-то нового.
Некоторое время вместе с группой единомышленников он пытался продвигать изучение немецкого языка в ошских школах, но не очень успешно. Хуршид уверен, что профессия педагога остается с ним, возможно в будущем у него появится возможность для продолжения работы в этом направлении. Он поделился, что его дипломная работа касалась вопросов влияния родного языка на изучение иностранных языков. Он изучал вопрос обучения языкам таким образом, чтобы в голове выстраивались грамматические параллели, тогда изучение становится более осознанным, а новый материал усваивается лучше.
Помогая людям
В 2022 году в его жизни начался новый отсчет — Хуршид заинтересовался юриспруденцией, стал помощником адвоката в Коллегии адвокатов. «У меня повышенное чувство справедливости, я всегда стремился защищать слабых. Также я люблю работу с документацией, чтобы все было по порядку, грамотно и четко. Я отлично знаю кыргызский язык, так как — я гражданин Кыргызстана. Мне нравится, что в юриспруденции все должно быть по закону. Это направление требует глубоких знаний, большой ответственности, соблюдения моральных принципов».
Недавно Хуршид вновь стал студентом, на этот раз юридического факультета того же вуза. Трехлетнее обучение на контрактной основе (33 тысячи сомов в год). Ему как всегда нравится изучать новый материал, он целиком погрузился в законы, а работа помощником дает отличную практику и заработок. Он не сидит в офисе, весь день распланирован, надо успеть подать нужные документы в соответствующие госорганы, получить ответы, согласовать с адвокатом дальнейшие шаги. Хуршид рад своей новой деятельности, это именно то, что ему необходимо на данном этапе жизни. «Я за все благодарен! Мои родные всегда поддерживают меня, они верят в меня, знают, что я всегда держу свое слово».
Хуршид — человек хозяйственный, умеет делать все ремонтные работы по дому. «Мы живем доме, который в 70-х годах построил дед Абдуманапжан. Дед прожил 67 лет, в нашей семье мы чтим память наших предков, для меня важно передать своим детям общие человеческие ценности, такие как уважение к старшим, вежливость, соблюдение традиций, законопослушание, толерантность».
Специально для IncredibleOsh Сахира Назарова. Фото предоставлены героем публикации.