Божественная река Ак-Буура
26 июня, 2022Ещё одна статья из сборника «Природа в культурах этносов Кыргызстана: традиции и современность», выпущенного в 2012 года. Предлагаем почитать статью, посвященную «речной истории Оша», директора общественного фонда «Культура плюс» Алимы Шариповой. Текст публикуется без сокращений.
«Река Ак-Буура является главной водной артерией, обеспечивающая водой весь город Ош и близлежащие районы. Истоки её берут своё начало у ледников Алайского хребта. Её длина достигает 185 км. Начиная от Папанского ущелья и в пределах территории города она даёт начало 15 магистральным каналам для орошения прилегающих сельскохозяйственных районов. Из 15 каналов семь расположены на правом берегу и восемь — на левом. Такие каналы как Ходжи, Увам, Муян, Яккалик, Южный, на левом берегу — Каирма, Джапас и другие питают город, являясь благодатной почвой для выращивания различных сельскохозяйственных и бахчевых культур, для орошения и полива садов и парков.
По мнению путешественников, и в отдельных исторических трудах есть мысль о том, что нынешняя Ак-Буура когда-то назвалась река Ош. Она настолько древняя, что пережила множество названий. Многие склоняются, что именно река Ош дала название и жизнь городу, который вырос на её берегах. Начали здесь селиться люди, затем она стала одним из основных городов и пунктов на Великом Шёлковом пути, местом привалов и отдыха караванщиков.
Например, султан Бабур пишет: «Река Андижана, пройдя через предместья Оша, течёт в Андижан. На обоих берегах этой реки раскинулись сады, все сады возвышаются над рекой. Очень красивы в них фиалки».
Значит, её ещё называли и рекой Андижана.
По мнению Кашгари, «Река, протекавшая около города Ош в Ферганской долине, называлась Тавушган-Окуз» [Кашгари, т.1, с.469].
Исследователь Ш. Камолиддин это объясняет так: «Для обозначения географических водных объектов использовались такие слова, как окуз, сув, тенгиз, кул, сай, для обозначения гор — таг и арт, а пустынь — кум.
Для обозначения рек древние тюрки использовали слово окуз (okuz) — «река». Так, тюрки называли Амударью просто Окуз, потому что у древних тюрков любая большая река называлась окуз [Кашгари, т.1, с.411, 469; т.3, с.166, 260], что имело также второе значение «бык» [Кошгарий, т.1, с.91].
Значит, река Ак-Буура была настолько большой рекой, если она была удостоена такого названия «окуз».
Нынешнее название реки восходит к тюркским корням. Ак — может означать не только белый цвет, но и слово «течёт». Возможно, она начала так называться с 13 века, со времён завоевания монголами города Ош. «Бугра» на монгольском — верблюд — самец, также и божество.
Первая часть этого гидронима объясняется из монгольского бур — бог, святой или древнетюркского «бур» — испаряться, высыхать.
Возможно, это означает отнюдь не бурливая, а священная (из монгольского) или пересыхающая (из тюркского) река, что соответствует географической реалии.
Есть множество легенд, связанных с Ак-Буурой. Есть такая, например.
В этом городе никогда не было проточной воды. Люди очень мучились от безводья, их мучила жажда. Однажды они заметили маленькие следы возле белого валуна. Кто-то приходил туда, игрался и оставлял следы. Люди долго не могли знать и видеть кто это, что за это существо, облюбовавшее белый гладкий валун. Оно никому не показывалось, ни днём, ни ночью. И вдруг, к удивлению жителей, они заметили, как из-под валуна течёт родник.
А с годами этот родник стал шире, больше и глубже и водный поток стал огромной рекой, а люди, благодарные за воду, назвали реку Ак-Буура, «белый верблюжонок».
Старожилы говорят, что этот верблюжонок иногда показывается, раз в сто лет, также играется, и этот белый валун является его излюбленным местом.
Найдены кушанские монеты с изображением водного божества, которые носили надпись «Окшо» (иногда «Охшо»).
Значит, она названа так в честь водного божества, и связанная с древнейшей религией зороастризма, сохраняла своё название ещё в период Кушанской империи
Река носила и носит имя Божества. «Белого божества», «речного божества» и «белого верблюжонка». Значит, она и есть божественная река Ак-Буура.
Сегодня уже никто не может сказать, что возникло раньше: вначале город или наоборот, вначале река, а затем вырос город на реке Ош, который перенял её имя. Вот уже три тысячи лет город называется Ош, а река стала именоваться Ак-Буурой.
Это и есть тайны истории.
Литература:
- Абытов Б.К. Тысячелетняя история Оша: историко-источниковедческий анализ (1Х-ХХ в.в.) — Бишкек, 2002.
- Аманбаева Б.Э. 1998. Средневековая баня-хаммам в Оше (предварительные итоги изучения). // Ош-3000 и культурное наследие народов Кыргызстана. Вып.1: Изучение древнего и средневекового Кыргызстана. — Бишкек: Мурас. — С.44-45.
- Галицкий В.Я., Плоских В.М. Старинный Ош. — Фрунзе, 1987.
- Киргизская ССР. Энциклопедия. — Фрунзе, 1987.
- Заднепровский Ю.А. Ошское поселение. К истории Ферганы в эпоху поздней бронзы. — Бишкек, 1997.
- Зимин Л.А. Мусульманское сказание о городе Ош. // Протоколы заседаний и сообщения членов Туркестанского кружка любителей археологии. 11 декабря 1912 г. — 1 апреля 1913 г. — Ташкент, 1913.
- Дядюченко Л. В пещерах Киргизии. — Фрунзе, 1979.
- Жусупакматов Л.Ж. Тайны лабиринта на Тахти-и-Сулейман города Ош. — Ош, 1988.
- Алиев А. Духовное наследие средневековых ученых-энциклопедистов Центральной Азии. — Ош, 2002.
- Малтаев К.Ж., Насиров Т.А. Наскальные изображения Тахт-и-Сулейман как источник истории г.Ош // Ошский оазис на стыке континентов и цивилизаций. — Ош, 1997.
- Огудин В.Л. Природные места поклонения в религиозном представлении современного населения Ферганы. — М., 2003.
- Камолиддин Ш. Культура оседлых тюрков Средней Азии. — Ташкент, 2006.
На главной фото Zafer Dincer. Начало реки Ак-Буура в районе ущелья Данги.