Ошский грузин. Давид Хеидзе
14 января, 2022В ошских парках есть памятники, знакомые нам с самого детства. Мимо которых мы проходим по много раз на дню, не догадываясь о том, кто их создал. Это памятник поэту Алишеру Навои и бюст одного из первых комсомольцев Оша Владимира Голубева. Запомните, пожалуйста, их автором является заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики, скульптор Давид Хеидзе.
Давид Владимирович родился 31 июля 1935 года на юге России, в Краснодарском крае, в городе Туапсе. В 1964 году после окончания Строгановского училища (сейчас Московский государственный художественно-промышленный университет имени Строганова) Давид Хеидзе приезжает работать в Кыргызстан. По приглашению Союза художников Киргизской ССР Хеидзе работает во Фрунзенском республиканском художественном фонде.
В 1965 году по совету Гапара Айтиева переезжает жить и работать в Ош. Официально “для повышения художественного уровня области и создания скульптурной мастерской для выполнения государственных заказов по югу республики” скульптором в художественном фонде при Ошском отделении Союза художников Киргизской ССР.
Давид Владимирович заложил основы для развития станковой и монументальной скульптуры на юге страны. Как выпускник прославленного художественного училища имени Строганова Хеидзе мастерски владел искусством камерного психологического портрета, до точности передавая пластические характеристики человека в духе традиций русской скульптуры. Одной из ярких таких работ является портрет Эркайым Турдубаевой, прядильщицы Ошского хлопчатобумажного производственного объединения, выполненный из камня в 1965 году. Сегодня его можно увидеть в Национальном музее искусств имени Гапара Айтиева в Бишкеке.
«Часто натурой для художников становятся сами художники. И в этом случае можно позволить себе свободу и вольности в интерпретациях, и найти при этом понимание. Рука с сигаретой подпирает пальцем подбородок. Человек опустил голову и задумался. И прямоугольная подставка, кажется, намекает на шахматную доску. Но голову держит не хитрое, технологическое решение: мы мысленно дорисовываем массу под головой. Таким образом, скульптор осознанно заставил работать все пространство. И теперь оно – и одежда и душа. И гениальная художественность формально-технической подпорки создается символической трактовкой образа: художник работает, думает, живет, а душа художника – опора и источник его творчества – весь мир, открывающийся за ним!», — так описана работа Давида Хеидзе «Портрет Асакена Бейшенова», 1972 г. в Национальном музее искусств имени Айтиева в Бишкеке.
В 1974 году Давида Хеидзе принимают в Союз художников Киргизской ССР. В 1997 году Хеидзе становится заслуженным деятелем культуры Кыргызской Республики. Самые известные работы Давида Хеидзе – это монументальные памятники поэту Алишеру Навои (1968 г., архитектор Пётр Баландин, который с 1963 по 1983 годы был главным архитектором города Ош), пограничнику у въезда в Алайский район и бюст комсомольца Владимира Голубева (1977 г., архитектор тоже Пётр Баландин). Одна из последних работ памятник Курманжан датке (1990 г.) в соавторстве с Талгатом Жумагуловым и Маматом Камчыбековым.
Давид Владимирович Хеидзе умер в 2005 году в Оше.
Текст IncredibleOsh. При подготовке использованы архивные данные и фотоматериалы Национального музея искусств имени Айтиева, Ошского областного музея изобразительных искусств имени Садыкова. На обложке Давид Хеидзе с мамой, из архива Ошского областного музея изобразительных искусств. Фотография бюста Владимира Голубева взята со страницы «Мой Ош».