В добрый путь с благими намерениями!
18 августа, 2021Как активность сельских женщин влияет на семейные отношения и, в целом, на развитие региона? Истории сельчанок Дароот-Коргона показывают, что в любом возрасте есть возможность для самореализации на благо семьи и общества.
Высоко в горах, ближе к солнцу
Поездка в высокогорное село Дароот-Коргон выпала в самое жаркое время года, когда в Оше не хватало свежего воздуха и температура была под 40 градусов. Расстояние от Оша до районного центра Чон-Алайского района 280 километров вдоль живописных мест. С каждым километром пути жара стремительно уступала место прохладе. В путешествиях узнаешь величие родины. Переменчивая погода менялась от солнечной до дождливой, сильные порывы ветра вздымали вверх потоки пыли. Несколько часов прошли незаметно, ровная асфальтированная дорога, кругом незабываемая красота горных пейзажей, на которые отбрасывали тени бегущие по синему небу белые облака. Вдоль горных рек виднелись поселения.
В Чон-Алайском районе климат резко континентальный: непродолжительное прохладное лето и затяжная суровая зима. Районный центр — село Дароот-Коргон находится на высоте 2500 метров над уровнем моря. Здесь проходил маршрут Великого Шелкового Пути. Одной из достопримечательностей является сохранившаяся крепость с одноименным названием — Дароот-Коргон, возникшая в период завоевания юга Кыргызстана Кокандским ханством (в первой половине XIX века). Крепость защищала местных жителей от набегов. Со временем крепость стала разрушаться, вокруг неё появились частные постройки. Очень жаль, что такой уникальный исторический памятник районного значения находится не в лучшем состоянии.
С добрыми пожеланиями
В центре Дароот-Коргона расположен гостевой дом «Ак Бата». Радушная хозяйка, местный лидер Жибек Туратбекова заранее готовится к приезду гостей: в комнатах чисто, свежее белье у изголовья, горячая вода. В просторной и светлой комнате на щедро накрытом дасторконе традиционная местная еда: насыщенно-желтое топленное масло, ароматное густое варенье из местной черной смородины, большие лепешки из муки первого сорта, каттама (жареные лепешки из слоеного теста, пропитанные маслом и посыпанные сахарным песком), из напитков — кымыз, густой айран, горячий черный чай, а также фрукты по сезону. После долгой дороги приятно отдохнуть в прохладном гостевой доме, к слову, стоимость проживания с трехразовым питанием стоит от 1000 сомов на одного человека в сутки. Сюда приезжают многие туристы, стремящиеся попасть ближе к пику Ленина, высотой 7134 метра.
Жибек Туратбекова рассказала, что вместе с мужем Даудом Курбанбековым они открыли гостевой дом в 2012 году, с тех пор многому научились. «Люди разные, иногда встречаются капризные, привередливые, мы стараемся всем угодить, выполнить все, что они просят. К нам приезжают туристы, среди них встречаются вегетарианцы, им нравится наша молочная кухня и свежие кисло-молочные продукты. Летом моя мама с внуками выезжает на джайлоо, оттуда присылает свежие продукты. Также мы организуем поездки для гостей на джайлоо. Например, в этом году вывозили группу ошских художников в горы на джайлоо Чолок кайын на расстоянии 33 километров от Дароот-Коргона. Там очень красиво! Художники писали мой портрет в национальном костюме, мне было немного неловко, но интересно. С мужем мы всегда поддерживаем друг друга. Он работает в канцелярии районного суда, стаж работы почти 25 лет. У нас шестеро детей: четыре дочери и два сына. Дочки помогают мне в гостевом доме, готовят еду, делают уборку. Старшая дочка уже студентка и учится в Оше, сейчас на летних каникулах помогает здесь в селе. Да, вести семейный бизнес непросто, это большой труд, чтобы сервис был на хорошем уровне, чтобы люди хотели вернуться к нам еще раз. Мы стараемся!». Бизнес растет, рядом с домом родителей мужа идет строительство нового уже двухэтажного дома — «клиентов много, нужно расширяться».
Рукоделие как связь времен
Гостевой дом — сезонная работа. А что делать долгими зимними вечерами, когда за окном 30 градусов мороза? Занимаясь рукоделием, Жибек любить петь, сама пишет песни. Жибек родом из соседнего села Жаш-Тилек, в семье их было 10 детей. С улыбкой вспоминает, как после школы через два месяца вышла замуж и 12 лет сидела дома, занималась хозяйством, растила детей. Она понимает, что для сельских женщин важно найти любимое занятие, а если оно начинает приносить доход, то женщины становятся более уверенными, проявляют активность в общественной жизни села, стараются помогать другим женщинам. В этом году Жибек выставила свою кандидатуру на место депутата в сельском совете, но не хватило опыта, попробует свои силы в следующий раз. Вместе с лидерами села они знают, в чем нуждаются жители, на какие социально-экономические проблемы стоит обратить внимание местной власти, как более эффективно распределить бюджет. Этому тоже надо учиться и нужна поддержка местного населения.
Жибек основала фонд «Алай ишкер айымдары». В продвижении ремесленничества на новом уровне помогли проекты, в том числе поддержка бишкекского фонда «ИСУР», который занимается возрождением и продвижением биокультурного разнообразия для продвижения устойчивого развития горных районов Кыргызстана. Трехлетнее сотрудничество принесло ощутимые результаты. Здесь выращивают картошку, пшеницу, ячмень, получают белый эспарцетовый мед. Сельчане занимаются скотоводством, значит, здесь много шерсти, которую можно использовать в рукоделии.
«Шерсть местных баранов грубая, жесткая, подходит только для ковроткачества. Более двухсот женщин из 14-ти сел объединились, около полусотни прошли обучение, и мы стали воспроизводить старинные способы ковроткачества для изготовления разной продукции. Объединить женщин сложно, так как у каждой есть семья, дети, некоторых мужья не отпускали на встречи, потом когда больше узнавали, что мы занимаемся рукоделием, стали больше доверять женам. Мы постоянно учимся друг у друга техникам, для обучения современным методам приезжали специалисты из Оша и Бишкека, показывали как делать предметы, востребованные у туристов. Наши женщины заинтересовались, ведь это дополнительный доход в семью».
Дильбар Салибаева занимается рукоделием с 6-го класса
Здесь рукоделием занимаются почти все женщины, но не у всех получается стать востребованными ремесленниками. 60-летняя жительница соседнего села Чак Дильбар Салибаева рассказала, что с шестого класса начала помогать маме, сейчас знает все о том, что и как можно сделать с шерстью. «Грубая шерсть влияет на кожу рук, работать с ней — тяжелый труд, но мы привыкли, для нас шерсть — материал, из которого можно изготовить предметы быта, элементы одежды, украшения и многое другое». У Дильбар пять детей и четверо внуков, двое детей работают заграницей (в Германии и России), она общается с ними по видеосвязи, скучает по ним. Невестки помогают ей с рукоделием, так работа идет быстрее.
Во время рукоделия женщины общаются, поют песни, часто собственного сочинения. Ручная работа помогает объединить людей разных поколений из разных сел. Подобное общение благотворно влияет на отношения между невестками и свекровями, матерями и дочерями, так укрепляются семейные связи, а знания и опыт передаются дальше.
Облаченная в традиционный национальный женский костюм с головным убором каляк, изготовленный собственноручно, Дильбар показала, как работает станок для изготовления терме — широкой тесьмы с орнаментом, используемой при установке и декорировании юрт, как элемент дизайна предметов одежды. Сначала нужно забить металлические колья в землю, натянуть основные нити, протянуть сквозь них другие нужные по цвету, и работа начинается: ловкими движениями Дильбар привычно поднимает и опускает детали станка, так появляется ровные ряды и вскоре вырисовывается уникальный рисунок. Это настоящее таинство, как из цветных шерстяных нитей, спряденных и окрашенных вручную, появляется вещь. «Сложно подобрать пряжу по цвету, чтобы получился красивый и особенный рисунок».
На изготовление основы для будущей сумки уходит пара дней, стоимость изделия примерно 1300-1500 сомов. У туристов востребованы комплекты для сидений в автомобилях, стоимостью от 2500 сомов. Туристы охотно покупают небольшие коврики — жайнамазы, стоимостью от 1500 сомов. Они довольно тяжелые, натуральная шерсть весить немало, еще надо уметь беречь вещь от насекомых.
Особый заказ — изготовление шырдака — войлочного ковра со сложным неповторимым орнаментом. Обычно шырдак заказывают для невесты в приданое. На ковер размером 2х3 метра уходит около 15 килограммов шерсти. Для его изготовления нужно участие нескольких женщин. Стоимость шырдака от 15 тысяч сомов. Это невысокая цена за тяжелый физический труд со сложным природным материалом.
Шырдаки и ала-кийизы дают народу чувство самобытности и преемственности. Мастерицы проявляют творчество в знаниях композиции, сохранении симметрии, понимании значения каждого орнамента, сочетания цветов. Войлочные и тканные ковры существуют неразрывно с бытом кочевников, они сохраняют тепло в домах, придают уют. Хорошо сделанный ковер служит долгие годы.
«Над заказами мы работаем с невестками и дочками, сообща работа ладится быстро. Реализовывать продукцию нам помогает Жибек. В ее гостевом доме есть комната для нашей продукции. Без Жибек нам было бы сложно заинтересовать туристов, надо знать иностранные языки».
Знание иностранных языков для пользы развития села
Молодая учительница английского языка Аида Мурзаакбар кызы работает в школе в Оше. Во время летних каникул возвращается в родное село Дароот-Коргон в Чон-Алайском районе, помогает в магазине, по просьбе односельчан бывает переводчиком для иностранных туристов.
В селе 3-4 гостевых дома, но «Ак Бата» Жибек Туратбековой имеет преимущества, о которых рассказала Аида. «Во всех гостевых домах примерно одинаковые условия, но в «Ак Бата» есть возможность приобщиться к местным традициям и обрядам. Здесь женщины показывают как ткать ковры и элементы для украшения одежды и предметов быта. Могут организовать поездку на джайлоо, там провести мастер класс по национальной кухне на природе. Здесь есть на продажу предметы быта, изготовленные нашими женщинами: сумки и рюкзаки, ковры и шерсти, сиденья для машины, элементы одежды. Туристы ценят предметы из натуральных материалов. Для сельских женщин это дополнительный доход в семью и интересное занятие. Я уверена, что нам надо развивать туризм для процветания региона».
Аида окончила вуз год назад, сейчас учится в магистратуре. В студенческие годы в 2018 году для оплаты контракта, стоимостью 30 тысяч сомов год, она поехала на заработки в Германию на 45 дней. «Я попала в село Дорф, работала в местном «Бургеркинге». Помню первые дни, когда не знала, как пользоваться метро, как вообще добраться до места работы. Стала спрашивать у прохожих, мне объяснили и даже довезли до места, бесплатно!»
Аида рассказала, что в той местности она была единственная, кто носит платок. На неё поглядывали, иногда интересовались, японка она или китаянка. «Там я носила платок с гордостью. Люди понимали, что я мусульманка, уважали. Как я пришла к тому, чтобы надеть платок? В 11-м классе стала интересоваться вопросами религии, я читаю на арабском языке. Меня никто не принуждал, не отговаривал, я сама приняла решение покрыть голову платком. Девушкам это нужно для защиты. В сельской школе у нас завуч тоже была в платке, и двое моих подруги. Одноклассники в даже хвалили меня за мой выбор. После этого заметила некоторые изменения внутри себя, я стала более уверенная, серьёзная. В такой одежде стала ощущать себя более женственной. Чтобы летом не было жарко, надо выбирать правильные ткани, из которых сшит платок».
Сила предков в национальном костюме
Аида поделилась фотографиями, где она в традиционном национальном костюме южных кыргызов: платье из хлопковой ткани, чапане из сотканных вручную полотен ткани и головном уборе каляк, состоящий из трех частей: кеп такыя (шапочка), сам каляк (10-30 метров белой хлопковой ткани) и дурия (расшитый платок). Все изготавливается из натуральных материалов вручную с добрыми помыслами.
Каляк имел важное значение в жизни кочевников. По необходимости ткань использовалась по назначению во время рождения ребёнка или похорон человека. Раньше каляк весил около 5 килограммов, сейчас используется облегчённая ткань.
Ткань наматывается таким образом, чтобы надо лбом получился небольшой выступ, который придает особенный вид головному убору. Он нужен для защиты от солнца. Накинутый поверх каляка платок дурия защищает от ветра.
Когда женщина облачается в традиционный национальный костюм, она ощущает себя более женственной, у нее выпрямляется спина, плечи расправляются, она держит голову ровно. Современные мастерицы национальных костюмов изготавливают их для местных музеев, для участия в фестивалях и на праздниках. Их нет в свободной продаже, так как процесс создания занимает много времени, требует глубоких исторических знаний и высокого уровня мастерства. На изготовление одного комплекта может уйти несколько лет.
Таким образом, в Дароот-Коргоне рукоделие вместе с частным бизнесом стало приносить доход сельчанам. Работа на привлечение туристов дает прибыль, женщины заметили, что улучшение экономического положения приводит к снижению семейного насилия. Поддержка регионов имеет большое значение!
Сохранение истории в элементах народного творчества объединяет людей, обогащает духовность, укрепляет государственность. Традиционные знания, передаваемые из поколение в поколение, стали любимым делом многих современных сельчанок. Эти знания изменяются, дополняются согласно требованиям времени, но остаются актуальными. Они соединяют прошлое и настоящее, показывают связи человека и окружающей среды, являются частью культурной и духовной самобытности. Информация в закодированном виде через символы и знаки передается в орнаментах рукоделия, через слова и музыку в песнях и сказаниях, через движения в ритуалах и танцах, охраняет человека посредством запретов (табу), настраивает на хорошее через пожелания и напутствия. Поэтому Жибек Туратбекова выбрала название для своего гостевого дома «Ак Бата», что означает «пожелание, напутствие, благословение».
В добрый путь с благими намерениями!
Специально для IncredibleOsh Сахира Назарова, Ош-Дароот-Коргон