Как строили дорогу из Фрунзе в Ош
15 апреля, 2021Это одна из самых оживленных автомобильных трасс страны. Ее протяженность свыше 600 километров. Большая часть дороги проходит по живописным горным ущельям и высокогорным плато.
За двенадцать часов езды за окном сменяются несколько климатических зон – от заснеженных перевалов Суусамыра до изумрудных рисовых полей Ферганской долины. Многие из нас уверены, что эта автомобильная трасса была построена в 1990-е годы. На самом деле ее строительство началось в 1957 году, когда в советской Средней Азии стартовали несколько масштабных строек всесоюзного значения. Мы хотим вспомнить, с чего началось строительство дороги, которая имеет огромное значение для всего Кыргызстана.
В 1956 году 22 августа специальным распоряжением Совета министров СССР было принято принципиальное решение о строительстве автомобильной дороги по маршруту Фрунзе – Суусамыр — Ош через горные перевалы западного Тянь-Шаня.
Буквально через месяц, 26 сентября того же года, для реализации этого грандиозного плана было создано Управление строительства за номером 16, которое в 1991 году было преобразовано в АО «Аэродромдорстрой», а позже стало открытым акционерным обществом.
Строительные работы были разделены на три участка, за которые несли ответственность три строительных управления в селе Сосновка, в городах Токтогул (тогда еще поселок городского типа) и Таш-Кумыр. Непосредственно строительные работы были начаты в 1957 году. За восемь лет строителями было проведено 11 млн кубометров земляных работ, в том числе 7 млн кубометров скальных пород, построено 97 мостов общей протяженностью 2 500 погонных метров, проложено 924 водопропускные трубы общей протяженностью 13 тысяч метров, шесть противолавинных галерей и 35 эксплуатационных комплексов.
Невероятно, получается, эти красивые прочные противолавинные галереи на северном склоне перевала Төө-Ашуу были построены 53 года назад!
Тогда же, напомним, был построен знаменитый 2,5-километровый тоннель на этом же перевале, который сейчас носит имя первого министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог Киргизской ССР Кусаина Кольбаева.
Среди таксистов, которые курсируют на японских минивэнах между столицей и областными центрами, гуляет байка о том, что из-за небольшого искривления при строительстве тоннеля его разработчики были привлечены к ответственности.
Честно говоря, в это охотно веришь, потому что тогда за качество люди отвечали головой. Тем более, когда речь идет о таких масштабных стройках. На практике работники ОАО «Аэродромдорстрой» получили многочисленные государственные грамоты и награды за успешную работу.
Первый в Центральной Азии тоннель в условиях высокогорья был сдан в эксплуатацию в 1964 году. В соседнем Таджикистане такие тоннели на Гиссарском хребте, соединяющие Душанбе с Худжандом, появились только после 2006 года. Только они длиннее тоннеля Төө-Ашуу на 2 километра.
Как строили дорогу Фрунзе-Суусамыр-Ош
Тоннели и противолавинные галереи на автомобильной дороге Фрунзе – Суусамыр — Ош строили знаменитые московские метростроевцы из СУ-128. Взрывными работами на строительных площадках управляли специалисты Спецуправление №5 Трансвзрывпрома Министерства транспорта и строительства СССР. А вот за ходом строительства 97 мостов следили московские специалисты из управления Мостопоезд №467 Главмостстроя СССР. На строительство этой стратегической трассы были привлечены лучшие специалисты страны.
В советских газетах того времени эту стройку называли «Великим киргизским трактом».
Это было уникальное строительство в условиях высокогорья, не имевшее аналогов в Советском Союзе, потому что почти половина строительных работ была на высоте двух-трех тысяч метров над уровнем моря. Известные кавказские и таджикские перевалы еще ждали своего часа. Например, один из известных автодорожных тоннелей на Рокском перевале Главного Кавказского хребта был сдан эксплуатацию только в 1984 году.
Еще до полной эксплуатации автомобильной трассы Фрунзе – Суусамыр — Ош свои коррективы в ее маршруты в 1962 году внесло строительство одноименного водохранилища и ГЭС в Токтогульском районе. В зону подтопления помимо населенных пунктов попали участок строящейся дороги длиной 45 км и подвесной мост через реку Нарын.
На видео строительство Токтогульской ГЭС, 1964 год.
В 1964 году началось строительство объездной дороги протяженностью 76 км в обход будущего водохранилища, которое было закончено только спустя десять лет!
Строительство дороги напрямую было связано с ходом строительства водохранилища, поэтому растянулось на многие годы. В те же самые годы впервые в истории Центральной Азии в условиях высокогорья на реке Нарын был построен мост с железобетонными балками длиной 43,4 метра. Почти полностью строительные работы на всех участках трассы были закончены к 1980 году из-за строящихся на реке Нарын нескольких гидроэлектростанций.
Как сегодня выглядит автомобильная трасса Бишкек-Ош
Сегодня, проезжая по действующей высокогорной трассе Бишкек — Ош, можно увидеть по другую сторону реки Нарын частично затопленные участки старой трассы Фрунзе – Суусамыр — Ош, построенные в 1965 году. Особенно они заметны на участке, петляющем между Кара-Кулем и Таш-Кумыром.
Другая масштабная реконструкция этой стратегической трассы была начата в 2000 году. Для этого в 1998 году была создана Генеральная дирекция по реконструкции и эксплуатации автодороги Бишкек — Ош, которую возглавил Жанторо Сатыбалдиев (сейчас он за решеткой по обвинению в коррупции). Вообще эту дорогу ремонтируют почти все время, только почему-то качество трассы от этого не улучшается. В последние годы много нареканий вызывает состояние вентиляции в тоннеле имени Кольбаева.
Стратегическая трасса Бишкек — Ош – это не просто дорога, соединяющая север с югом. По факту она соединяет столицу с западными, юго-западными и южными регионами.
Это кратчайший путь в самое сердце Тянь-Шаня через перевал Төө-Ашуу.
В последние годы эта трасса приобрела еще международное значение, соединяясь с дорогами Ош — Хорог и Ош – Исфана — Худжанд. Через два года у автомобильной трассы Бишкек — Ош большой юбилей. Ровно 55 лет назад ее запустили в эксплуатацию. Может быть, стоит установить на перевале Төө-Ашуу стелу, посвященную памяти ее первых строителей? Надо помнить не только министров, но и простых строителей, благодаря которым мы с комфортом ездим по этой трассе через суровые перевалы западного Тянь-Шаня.
Текст: Алмаз Исманов
В материалы использованы архивные материалы ОАО «Аэродромдорстрой», архивные фотографии Министерства транспорта и дорог КР и фотографии Александра Федорова.