
Худжра Бабура: исторический визит Беназир Бхутто в Ош
30 января, 2021В самом сердце древнего Оша, на вершине священной Сулайман-горы, возвышается небольшое строение, которое в туристических буклетах часто называют «мечеть тахти Сулейман». Однако истинное его название — худжра Бабура, будущего основателя Могольской империи на Индостанском полуострове. Поэтому история Бабура тесно связана с историей Индии и Пакистана.
Визит Беназир Бхутто в Ош
В июле 1995 года в Ош неожиданно прилетела премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто. По воспоминаниям первого посла Пакистана в Кыргызстане Назар Аббаса, визит не был запланирован, но президент Кыргызстана Аскар Акаев настоял на том, чтобы показать высокопоставленной гостье худжру Бабура и Сулайман гору в Оше.


В интервью изданию The Friday Times Назар Аббас поделился интересными подробностями того памятного визита. Мы перевели с английского часть его воспоминаний, которые касаются Оша:
«Я работал в Австралии, когда меня назначили послом в Кыргызстан. В Канберре я пытался приобрести авиабилет до Бишкека. Только никто не знал, где находится Бишкек и как туда добраться. Мне пришлось лететь в Пакистан, а оттуда — в Алматы, а дальше на машине в Бишкек. Беназир Бхутто пригласили в Кыргызстан на празднование 1000-летия Манаса, и кыргызская сторона напомнила, что у нас нет дипломатического представительства в Бишкеке. Мне надо было срочно открыть посольство Пакистана в Кыргызстане до прилёта премьер-министра. Буквально за несколько часов до её прилёта я успел вручить верительные грамоты президенту Акаеву, и мы поехали в аэропорт. Изначально в программе не было визита в Ош. Но президент Акаев настоял, чтобы мы обязательно слетали туда и увидели худжру Бабура».
Обычно официальные лица ограничивались посещением музейного комплекса на горе и дальше не шли. Но, несмотря на беременность, Беназир Бхутто пешком поднялась по узким тропам Сулайман-горы к священному месту. Ее поступок удивил местных чиновников и восхитил сопровождавших журналистов.


«Это была нелегкая прогулка даже для крепких, опытных туристов, но Мохтарма (так посол называет Беназир Бхутто) сделала это и опередила всех членов своего окружения и большое количество хозяев. В худжре премьер-министр прочитала молитву и дала 200 долларов смотрителю, аксакалу Динмухаммаду, и попросила его принести в жертву барана от ее имени и раздать мясо беднякам. Обратный путь вниз был другим маршрутом, и снова Мохтарма лидировала. Большая толпа, в основном женщины и дети, пела и танцевала под барабанную дробь, приветствовала её и предлагала традиционный хлеб-соль. Затем к ней привели семь девчонок, названных в её честь Беназир. Она была рада их видеть и попросила меня приготовить для них соответствующие подарки. Среди семи девушек была дочь кыргызского вице-премьера. Беназир Бхутто была проинформирована, что если Индира была популярным именем для девочек в советское время, то сейчас Беназир стало самым популярным женским именем», — вспоминает Назар Аббас.


Этот визит был символичным: первая женщина премьер-министр Пакистана, страны, где почитают наследие Моголов, прошла теми же тропами, что и простые паломники.
Почтение к Бабуру
В 2005 году по этому же маршрута прошел президент Пакистана Первез Мушарраф. В отличие от Беназир Бхутто, президент Пакистана Первез Мушарраф не стал встречаться с ошанами и сразу выехал в аэропорт, откуда улетел на родину. Тем не менее и Беназир Бхутто, и Первез Мушарраф почтили память Бабура, помолившись у его худжры.
В Пакистане и Индии бережно относятся к мусульманскому периоду истории Индостанского полуострова, особенно к эпохе Моголов. Государство, созданное Бабуром, оставило после себя богатое культурное и историческое наследие. Империя, основанная Бабуром, оставила ярчайший след в мировой истории. Потомки великого правителя построили архитектурные шедевры, которыми восхищаются миллионы туристов:
- легендарный Тадж-Махал в Агре, возведенный шахом Жаханом, потомком Бабура;
- величественный Красный форт в Нью-Дели;
- многочисленные сады, мавзолеи и дворцы, сочетающие в себе традиции Востока и Запада.
Один только Тадж-Махал чего стоит! Его построил шах Жахан, потомок великого Бабура. Один из архитекторов мавзолея был знаменитый мастер Ахмад Лахаури из Горного Бадахшана. Не менее известный Красный форт в Нью-Дели также имеет отношение к нему. Индийские экскурсоводы упоминают и имя турецкого зодчего Исы Мухаммеда, который принимал участие в строительстве Тадж-Махала.
Посещение худжры Бабура в Оше — это возможность прикоснуться к истокам той самой истории, которая подарила миру такие уникальные памятники архитектуры, вдохновляя многие поколения.


Текст: Incredible Osh
Архивные снимки из архива Национального историко-археологического музейного комплекса «Сулайман-Тоо»