Толомуш Океев: Надеюсь, к нам не потеряют интерес
26 января, 2021Мы начинаем публикацию серии интервью Аллы Пятибратовой, с любезного разрешения автора. Алла Пятибратова очень известный журналист, много лет проработала в ошской областной газете «Эхо Оша».
В октябре 1987 года в Оше проходил кинофестиваль, в котором участвовали известные кинорежиссеры Кыргызстана, в том числе и Толомуш Океев. Мне удалось тогда задать ему несколько вопросов в короткий перерыв между встречами со зрителями…
Толомуш Океев – человек известный и очень занятой. Вот и сейчас, привычно отвечая на привычные вопросы, он мыслями где-то далеко от фойе ошского кинотеатра «Киргизия», где открывался кинофестиваль киргизских фильмов. Понимая, что ничего нового, почти на ходу, спросить у Океева не смогу, все же прошу его ответить на несколько вопросов. Не о его всемирно известных фильмах – эта тема неисчерпаема, а о другом, что привлекает теперь не менее чем тайны творчества.
— Обращаюсь к Вам, Толомуш Океевич, не как к режиссеру, облеченному различными званиями, а как к первому секретарю Союза кинематографистов Киргизии. Как бы порой ни хотелось отделить творческий процесс от производственного, все же они едины, и воплощение творческого замысла в большой степени зависит от состояния материально-технической базы. «Киргизфильм», что отмечалось не раз, среди других студий страны занимает одно из последних мест в материальном отношении. Время идет…
— А у нас по-прежнему нет хорошей аппаратуры, остро не хватает кинопленки. Приходится разными путями выходить из положения: снимать фильмы на других киностудиях страны, лучше оснащенных, заключать договора с зарубежными кинофирмами. Техническая невооруженность не может не сказаться на качестве фильмов. И в целом наше кинопроизводство вообще здорово отстает технически от мирового уровня. Но наскоком такие проблемы не решаются.
— В 60-е годы заговорили о киргизском кино как о явлении, оно вырвалось вперед благодаря документальным и художественным лентам Болотбека Шамшиева, Вашим, и долгое время удерживало эти позиции. Не сдало ли оно их в последние годы?
— Спад, безусловно, есть. Можно это объяснить и объективными причинами, которым сейчас дается принципиальная оценка, упадком общего уровня духовности, культуры. Мы, первое поколение киргизских кинематографистов, стареем. Молодые приходят, и подающие надежды среди них есть, но проявляют они себя медленно. Если прежде о почти каждом новом киргизском фильме говорили как о событии, новом слове в кино, теперь нет. И все-таки киргизские фильмы пользуются успехом и в стране, и за рубежом, где не будут покупать то, что не по нраву. Ленту «Потомок Белого барса» купили 25 стран, последнюю мою картину «Миражи любви» – уже более десяти стран. Вы знаете, что и многие другие киргизские ленты закуплены, на всесоюзных и международных кинофестивалях неоднократно удостаивались почетных наград. Есть надежда, что к нам не потеряют интерес.
— Вернемся к перестройке киргизского кинематографа. Что для этого предпринимается?
— Универсальной модели перестройки вообще нет. Но теоретически, думаю, мы готовы к ней. Прежде, чем изменять всю структуру кинопроизводства, необходимо для перестройки использовать имеющуюся материально-техническую базу и кадры. На последнем съезде кинематографистов республики выдвинут проект строительства в следующей пятилетке новой киностудии – современного комплекса, отлично оснащенного. Непросто разобраться с кадрами. Будем расставаться с руководителями, не умеющими руководить. На их место уже есть подходящие кандидатуры. Управленческий аппарат, начиная с Госкино, должен быть гибче, мобильнее, без лишних звеньев. Как видите, задачи у нас те же, что и у всего нашего общества. Другое важное направление – налаживание прямых контактов со зрителями. Они для нас пока что – последняя инстанция, а надо – чтобы одна из первых. Видится это так: только что выпущенный фильм его авторы показывают в аудиториях, но не закрытых, как практикуется и поныне, для узкого круга, а для самой широкой публики. И зрители, сразу после просмотра, высказывают свое мнение, без всякой комплиментарности, откровенно, чтобы режиссер знал, чего наснимал… А то он знает мнение критиков, а тех, для кого работает, далеко не всегда. Прямая связь очень поможет нам, повысит ответственность.
Заметно было, что тема «прямой связи» для Океева злободневна, что ему есть еще о чем сказать. Но кончался короткий перерыв между двумя встречами со зрителями, и нам пришлось закончить разговор.
Прошедший в Ошской области кинофестиваль киргизских фильмов с участием режиссеров и актеров «Киргизфильма» – это и есть прямая связь. Остается пожелать, чтобы она не обрывалась.
Алла Пятибратова, опубликовано в ошской областной газете «Ленинский путь» 29 октября 1987 года.
На главной фото Александра Федорова