«Мы не танцуем на свадьбах. Наши дети не закуска к столу!»

«Мы не танцуем на свадьбах. Наши дети не закуска к столу!»

1 ноября, 2020 Выкл. Автор IncredibleOsh

«Расправляем плечи! Держим спину! Взмах рукой, тянем носки, поворот!», — под динамичную музыку Анастасия Сугробова вместе ученицами делает разминку перед зеркалом, показывая точность движений и ритм. Более десяти лет существует созданная ею танцевальная школа, первые ученики уже давно создали семьи и приводят своих маленьких детей на занятия к своему педагогу. В чем сила танца, поделились хореограф и ее юные танцовщицы.

С восьмилетнего возраста Анастасия Сугробова связала свою жизнь с танцами. Она всегда была лидером, умела руководить, была ответственной и целеустремленной. Еще в студенчестве вместе с друзьями создала свой коллектив и ее будущий муж предложил амбициозное название «Dios Danza” — “Боги танца», разработал логотип, что все вместе принесло известность. Анастасия с улыбкой рассказывает, что название школы стало ее вторым именем. Диплом юриста не помешал ей стать успешным хореографом. Анастасия замужем, есть сын.

Прочувствовать танец

На постановку одного танца уходит около двух месяцев. Каждый вид танца имеет свои региональные особенности, отличается по технике исполнения, если в народном узбекском танце важную роль играют эмоции, в кыргызском — плавность и гибкость, а в украинском — резкость и даже жесткость. Все это учитывается при постановке. Для самых маленьких учениц (в школе занимаются в основном девочки, мальчиков не хватает) проще поставить задорный русский перепляс. А девочки среднего возраста с удовольствием учатся всем народным танцам. Взрослая группа проявляет мастерство в чувственных, эффектных латино-американских танцах.

«Сначала мы разучиваем движения, порой ученики сами еще не знают, какой будет танец. Затем я приношу подборку из нескольких вариантов музыки и вместе выбираем, что больше нравится, дети должны прочувствовать музыку, принять ее. Бывает, что некоторые танцы не получаются, просто не идут, тогда мы меняем движения, музыку или выбираем другой танец».

Ученицы 10-13 лет рассказали, что им нравятся кыргызский и узбекский танцы, потому что близки им по ощущениям. Эти танцы всегда хорошо принимает публика. С возрастом усиливается понимание родной культуры и укрепляется патриотизм. Они с удовольствием танцуют испанский, турецкий, техасский и другие виды танцев. «Технически был сложный турецкий танец, а самый простой — кыргызский. Когда мы учили узбекский танец с пиалами в руках, то разбили всего одну пиалу!», — рассказала одна из учениц. Девочки быстро взяли пиалы в руки и под знакомые звуки показали танец.

Дарим людям эмоции

Как правило, впереди ставят тех учеников, у которых танец лучше получается, в этом коллективе ведущие танцоры меняются, чтобы каждый подтягивал свой уровень и не было нездоровой конкуренции. Внутри коллектива они все равны. Девочки очень дружны между собой, они все учатся в разных школах, но здесь в танцевальном зале все они как одна большая семья. Танцы формируют не только правильную осанку, а еще характер, учат преодолевать трудности и все это с улыбкой на лице.

«Раньше нас учили, что надо улыбаться, чтобы были видны четыре зуба, у нас всегда хорошее настроение, улыбка сама появляется. Перед выходом на сцену мы стараемся не волноваться, за нас волнуется наша  Анастасия Валерьевна, как она нам говорит. Мы дарим людям эмоции. На сцене бывает, что шапочка падает с головы, нижняя юбка отлетает или кто-то растерялся и забыл движения, на миг смотришь на других девочек и все получается, мы поддерживаем друг друга и продолжаем танцевать. Были случаи, когда музыка замолкала, а мы продолжали танцевать», — девочки наперебой делились опытом. Каждая занимается здесь по несколько лет, некоторые с перерывами.

Эксклюзивная красота

«Мы что, будем в этом танцевать?» — говорят девочки, когда видят набросок будущего сценического костюма. «Да, будете!» — отвечает Анастасия. Создание костюма — сложнейший и интереснейший процесс.

Народные и эстрадные коллективные танцы — всегда эффектное представление благодаря тщательно подобранным костюмам. У Анастасии хранятся книги по истории костюмов и каждый раз при отработке очередного номера она просматривает их, думает, что взять за основу, что добавить из современных веяний, как это совместить с тем, что есть в ассортименте на прилавках. Изучение рынка тоже важно, есть ограничения по выбору качества, состава (почти все материалы синтетические), цвета и стоимости. Сложно подобрать орнамент, например, кыргызские орнаменты производятся в Китае и ограничены по выбору, а заказывать местным мастерам дорого. Во время создания костюма приходится много раз посещать базары в Оше и Кара-Суу. Потом следуют переговоры с портнихой, каждый раз хочется, чтобы костюмы были  яркими, нарядными и одинаковыми у всего коллектива. Дети уже в ожидании новых костюмов, только еще не знают, как они будут выглядеть в окончательном варианте. Следующий этап — родители, которые приведя ребенка на танцы, взяли на себя обязательства по обеспечению костюмами. «Дорого!», — говорят родители и приходится разъяснять, из чего складывается стоимость каждого костюма.

Для самых маленьких танцоров стоимость одного костюма обходится примерно в 1000 сомов, для девочек постарше костюмы сложнее — 1300-1500 сомов.

После согласования, сбора средств и закупок начинается работа над созданием эксклюзивной красоты. В ход идут фантазия и мастерство. То, как он будет выглядеть в конечном итоге, пока неизвестно, потому что нужно совместить отработанные движения и задуманные детали одежды, чтобы детям было комфортно танцевать. Примерки во время танца показывают, какие детали надо изменить, что убрать, а что добавить в костюме. Так было с костюмом для испанского танца, когда меняли концепцию наряда. Дети всегда делятся тем, что бы они хотели изменить, если ткань раздражает кожу, шляпка не очень удобная, где-то тянет и давит.

«Когда танец отработан, а костюмы уже готовы, нарядные дети становятся спиной к зеркалу и лицом к противоположной стене и вновь танцуют номер. Это делается для того, чтобы танцоры отрабатывали исполнение номера без зеркала, развивали навыки периферического зрения. В таком виде отпускаю их на улицу, чтобы они привыкли к новой одежде, чтобы люди на них посмотрели», — поделилась опытом Анастасия.

До первого выступления костюмы хранятся у нее, чтобы с ними ничего не случилось. А уже после выступления каждая танцовщица забирает свой костюм и бережно хранит дома до следующего выступления. Дети относятся к костюмам как к сокровищам. «У меня мои костюмы в шкафу на замке, чтобы другие родственники или подруги не трогали их». Костюм служит так долго, пока девочка не вырастет из него, пока существует этот номер, обычно около двух лет. Он не подлежит стирке, только чистке и аккуратной реставрации в случае необходимости. Потом он становится частью прошлого, глядя на него юная танцовщица вспоминает волнительные моменты выступлений, общих достижений и маленьких неудач, поддержку подруг и, конечно же, напутствия любимого тренера. Иногда костюмы в семьях переходят от старших детей к младшим.

Танец — это жизнь

Понятно, что основное время ребенка отведено занятиям в общеобразовательной школе. Одна девочка учится в частной школе, где из-за группы продленного дня не успевает вовремя попасть на занятия танцами. Ей приходится прилагать усилия для получения хороших оценок по всем предметам, чтобы ее отпускали пораньше, ведь она не хочет расставаться с танцами, они — важная часть ее жизни. Для всех девочек танцевальный зал как третий дом.

Анастасия говорит, что с уже привыкла к тому, что ученики уходят, затем возвращаются вновь. Причины разные: родители не имеют свободного времени, чтобы по вечерам забирать ребенка с танцев, ждут, пока он станет достаточно взрослым и сможет самостоятельно добираться до дома на общественном транспорте. Другая причина: усиленные занятия в школе, отнимающие много времени, или другие увлечения. От Анастасии дети не уходят к другим тренерам, проверено временем. Были примеры, когда от других тренеров дети уходили и приходили заниматься именно к Анастасии. Дети любят ее, им сложно выразить это словами, они с радостью приходят на занятия, они дисциплинированы и с улыбкой выполняют требования, отрабатывая движения. Здесь они чувствуют себя защищенными.

Под защитой

Анастасия делится, что всех своих учеников считает своими детьми независимо от возраста: 5 лет или 18. Быть руководителем школы очень ответственно, особенно это ощущается во время соревнований. Руководитель старается оберегать воспитанников от ненужных интриг, когда между собой соревнуются не дети, а стоящие за их спинами взрослые с нездоровыми амбициями и не всегда честными правилами. Анастасия сразу чувствует это и всеми силами защищает своих детей. Во время соревнований ее девочки держатся особняком, они знают, что не надо реагировать на насмешки и нельзя поддаваться провокациям. Они сконцентрированы и нацелены на выступление.

В любом соревновании есть первые и вторые. Не всегда решения жюри объективны, особенно, если хореограф одного из ведущих коллективов находится в жюри и отдает предпочтение своему коллективу. К сожалению, такое бывает среди танцевальных коллективов. Девочки вспомнили, как в одном конкурсе они выступили с красивым турецким танцем и неожиданно заняли второе место, а первое занял коллектив с более простым танцем. Девочкам было обидно, они понимали, что по сложности исполнения и подаче их танец был лучше, но взрослые так решили… Анастасия рассказала, что после каждого конкурса хореографы остаются и долго спорят, отстаивая свои коллективы.

Участие в соревнованиях закаляют характер, учат видеть свои достоинства и недостатки, над которыми нужно работать. «Своим девочкам до выступления я всегда говорю, что они — самые лучшие! А уже после в своем зале мы проводим разбор полетов, изучаем ошибки, делимся впечатлениями».

В работе с детьми Анастасия строго придерживается важного правила: ее коллективы не выступают на свадьбах. Родители с этим согласны и уважают ее. «Мы не танцуем на свадьбах. Это не заработок. Наши дети не закуска к столу. Мы занимаемся искусством!».

Пару лет назад на одном из концертов выпускница одной из школ Екатерина Назаренко познакомилась с Анастасией и ей очень понравилось, как она работает с детьми, какие номера ставит. «Я захотела заниматься у Анастасии. У нас в школе был свой хореограф, но мне не очень нравилось, как он работает. Поэтому в прошлом году попросила Анастасию поставить нам вальс на выпускной вечер в школе. Танец получился прекрасным!». В этом году Екатерина стала студенткой и продолжает заниматься танцами под руководством Анастасии, уже для себя, для настроения.

Оплата занятий танцами 1 000-2 000 сомов в месяц. Важнее находить время для систематических занятий. Перерывы отражаются на общем состоянии. К сожалению, введение ограничительных мер в период пандемии коронавируса повлияло на занятия. С марта по август занятий не было, онлайн общение не могло заменить полноценные занятия в зале. После возвращения в зал у девочек появилась сутулость, ослаб иммунитет, не было прежней растяжки и гибкости. Тренер сказала, что в первые занятия после карантина дети настолько соскучились по общению друг с другом, что разговаривали во время танцем и в перерывах. Они были искренне рады встречам.

Дружеская атмосфера в коллективе, доверительные душевные отношения с заботливым тренером, очевидная польза танцев для здоровья и настроения — все это служит поводом для того, чтобы продолжать занятия в зале, где формируются боги танца.

Сахира Назарова специально для IncredibleOsh

Поделиться ссылкой: