Кайыргүл Казыбекова: «Диалог с ангелом»
24 октября, 2020Именно так поэтично называется одна из работ бишкекской художницы Кайыргуль Казыбековой, выполненная в смешанной технике акрилом на бумаге. На картине изображены очертания перьев, окружающие стилизованные профили, один из профилей словно прикрыт повязкой. Картина создана в этом году в период карантина. О том, в чем черпает вдохновение Кайыргуль, мы поговорили с ней во время ее поездки по Ошской области.
Встреча проходила в одной из галерей Оша в окружении изделий декоративно-прикладного искусства. Рядом на столе лежала россыпь украшений, в том числе и ювелирных, созданных художницей. Кайыргуль — женщина среднего возраста, ее добрые черные глаза сияют, глядя на вас, она словно видит глубоко, тонко чувствуя окружающий мир. Черные пышные волосы обрамляют миловидное лицо. Спокойная, доброжелательная, улыбчивая.
В художку за 15 километров
Кайыргуль Казыбекова родилась в Кара-Суу, была самой младшей из пяти сестер, когда ей было 10 лет, в семье появился первый внук. Как младшему ребенку ей уделяли много внимания, создавали все условия для развития. Тяга к изобразительному и декоративно-прикладному искусству передалась от отца — Козу Казыбекова — ветерана Великой Отечественной Войны. Годы войны он встретил, будучи в армии в Прибалтике. Он был родом из села Папан, в детстве у него было свое волшебное место — импровизированная мастерская в пещере в горе, куда он никого не пускал. Из глины он лепил фигурки животных: горных козлов, лошадей. Самоучка, увлеченный творчеством. Его желание стать профессиональным художником полностью реализовалось в его младшей черноглазой дочери.
«Мой отец был примером для меня. Он не оказывал давления, не принуждал, а просто направлял, подсказывал, поддерживал все мои начинания. Сколько себя помню, я всегда рисовала. Родители организовали мне мое рабочее место: большой стол, у меня всегда были краски и все, что нужно».
Она помнит детские поездки в Ош, когда отец водил ее на встречи с художниками. Их имена звучат на весь мир, это основоположники южной школы изобразительного искусства: Батыр Жалиев, Аман Асранкулов, Асаналы Бейшенов и другие.
«Я видела их одухотворенные лица, они всегда были в поисках чего-то нового, ведь каждый из них был новатором, продвигал свое направление. Они не стояли на месте, постоянно работали над собой, развивались. Очень нравится их живопись, как они отражали местный колорит, быт простых людей. Для меня их картины как музыка». Она помнит, как ее похвалили за портрет художника Гапара Айтиева, ей было очень лестно получить положительные отзывы от профессионалов.
Несмотря на отдаленность от Оша, Кайыргуль посещала художественную школу, которая находилась от дома на расстоянии больше 15 километров. Помнит наставления директора Таалайбека Забидинова, который помогал юным художникам найти свой путь в искусстве. После художественной школы она продолжила образование во Фрунзе, поступив в Кыргызское Государственное художественное училище имени С.А.Чуйкова. Она с благодарностью вспоминает то время — время укрепления веры в выбранном пути, обретении важных навыков, которые она будет использовать всю дальнейшую жизнь. Она выбрала направление дизайнера-оформителя.
Замуж за художника
Учеба в училище пришлась на конец 80-х начало 90-х годов, когда начались сложности во всех сферах жизни. Произошел развал Советского Союза, многие пребывали в неведении как жить дальше, молодежь старалась найти место — «зацепиться». Неожиданно для себя Кайыргуль влюбилась и вышла замуж, избранником стал молодой художник, педагог. После учебы по распределению они с мужем приехали в Ош, работали оформителями на производстве, выполняли госзаказы. В семье появились двое детей — сыновей. С мужем Кайыргуль рассталась. Выросшие сыновья тоже хорошо рисовали и разбирались в искусстве, но в профессиональном плане выбрали другие направления.
Всю свою жизнь Кайыргуль работала в разных местах, сейчас она — свободный художник. «Настоящий отдых — это работа! Вдохновение есть во всем: как течет река, цветет цветок, фотографии из космоса, научно-популярные фильмы, разломы драгоценных камней… Малейшее дуновение ветра — уже вдохновение творить. Где я нахожу силы для созидания? Я просто люблю то, чем занимаюсь, я люблю творчество, искусство. Безусловная любовь на всю жизнь».
Всегда есть место новаторству
Три года работала в Москве, выполняя сложный и интересный заказ — оформление внутреннего пространства в ретро автомобилях выпуска конца 40-х годов. Пришлось самой разработать методику росписи под дерево. На оформление одной машины ушло полтора месяца, таких машин было несколько. Это было хорошей финансовой поддержкой семьи. Из Москвы она привезла книги и, конечно же, краски.
Книги помогли ей в педагогической работе, которой она посвятила 5 лет. Она преподавала в училище основы дизайна, индустриальный дизайн. «Обучая, я старалась донести до молодежи, чтобы они не боялись ломать стереотипы, что для творчества не существует рамок, на надо бояться воплощать свои самые смелые замыслы. Я горжусь тем, что многие студенты училища продолжили учебу в вузе и стали профессионалами».
Кайыргуль много размышляет о пути человека, о любви к Богу и людям. Задается вопросами о смысле жизни, поисках самого себя. «Для художника важно сохранить искренность, его цель — подарить красоту. Если человек искренне и честно передал настроение, то это шедевр. Это миг, который надо увидеть, поймать и передать людям. Жить здесь и сейчас. Работы художников говорят даже больше, чем книги. Художник останавливает время. Для меня важно все время работать над собой, сохранять ценности, правильно управлять своим временем».
«Вышивка по стеклу»
Кайыргуль сожалеет, что в стране нет ни одного стекольного завода. Больше 10 лет назад заинтересовалась работой по стеклу. Годы ушли на разработку собственной методики, которую она называет «вышивкой по стеклу». Не вдаваясь в технологические тонкости, являющиеся по сути коммерческими и авторскими тайнами, художница создает неповторимые образы. Ни одна работа не повторяется дважды. Расписанные ею полуторатонные люстры и светильники в одном из комплексов под Бишкеком восхищают многих, но не все знают имя автора. Она умело украшает обычную посуду из стекла, запекая ее в печи при температуре 200 градусов по Цельсию в течение 10 минут. Получаются уникальные тарелки и фужеры с абстрактным рисунком. Выглядит очень эффектно.
Знакомые неоднократно рекомендуют ей запатентовать свои уникальные методики работы со стеклом.
Авторские украшения
Как-то лет пять назад разглядывая работы матери по стеклу, один из сыновей предложил ей сделать такое же, только в уменьшенном виде, чтобы носить на себе. Так появилась идея создания украшений. «Уникальность моих работ в том, что сначала я расписываю заготовки вручную, затем заливаю эпоксидной смолой. Получается неповторимый узор. В таких мини картинах можно увидеть космос, природу. Если добавить имитацию под сусальное золото, то украшение приобретает шик. На создание одной работы уходит около недели».
Кайыргуль не успевает выделять время для ведения аккаунтов в социальных сетях, хотя понимает важность продвижения своих работ в коммерческих интересах. Через интернет она стала известна за границей и ее стали приглашать на выставки и культурные мероприятия. Она побывала в Иране, Турции, где ее украшения и графика вызвали большой восторг. Налаживание связей привело к сотрудничеству с несколькими ювелирами для создания серий украшений из драгоценных металлов, украшенных рисунками в стиле Кайыргуль Казыбековой.
Она продолжает работать над созданием более бюджетных вариантов украшений. По ее словам, иностранные туристы предпочитают украшения скромной расцветки, а местные женщины более смелые и выбирают яркие, стильные, оригинальные украшения.
Музыка души в четких линиях графики
Работу по созданию авторских украшений Кайыргуль называет увлечением, отдавая предпочтение графике. В эту поездку она привезла несколько работ в Ошский областной музей ИЗО им.Т.Садыкова. «Как художник я спонтанно выражаю свои мысли, некоторые мои работы без названия, потом люди сами дают им названия». На одной из картин бьется сердце, укрытое пеленой из брызг. На другой под названием «Пастух» лишь человеческий силуэт с посохом. Каждая работа полна потаенных мыслей, скрытой энергии, ее картины «слишком громко молчат». О чем это молчание, каждый зритель отвечает по-своему. В этом заключается сила искренней и честной художницы Кайыргуль Казыбековой, которая всегда остается верна выбранному пути, которая все еще ведет «диалог с ангелом».
Сахира Назарова, специально для IncredibleOsh
Фотографии автора и предоставлены респондентом