#Кыргызстан. Наши кыргызстанские таджики
23 октября, 2020Когда речь заходит о национальном составе Кыргызстана, обычно чаще упоминают русских, узбеков, дунган и уйгуров. Про таджиков нередко забывают. Наверное, это связано с тем, что таджиков и узбеков часто воспринимают как один этнос из-за большей распространенности смешанных браков и схожести некоторых традиций.
Таджики – один из древнейших народов Центральной Азии, кстати говоря, единственный этнос в регионе нетюркского происхождения. Всего в мире более 16 млн таджиков. Больше всего их проживает в Афганистане – свыше 8 млн, в Таджикистане – около 7 млн, в Узбекистане – около 2 млн, в России – 200 тысяч, в США – 70 тысяч и в Кыргызстане больше 50 тысяч.
Одной из тенденций последних лет является увеличение доли таджикского населения в Чуйской области, которая с 412 человек в 1989 году увеличилось до 5 тысяч к 2010 году.
Здесь стоит сказать, что так же как уйгуры и дунгане, таджики 40-50 лет назад пережили так называемый процесс «тюркизации». Когда их стали массово перезаписывать в узбеки, меняя пятую графу в паспортах. В результате такой политики самоидентификация у таджиков в Кыргызстане и Узбекистане подверглась серьезным изменениям. Через два-три поколения молодые таджики стали забывать о своем истинном происхождении вместе с родным языком, идентифицируя себя с узбеками. Этому во многом способствовали еще и схожесть традиций и обычаев таджиков, проживающих в Ферганской долине, с узбеками, и смешанные браки.
Только в некоторых селах Баткенской области сохранился «таджикский» микромир, где помнят родной язык и чтят традиции своего народа. В других регионах таджики давно перешли на узбекский и русский языки общения в кругу семьи и в обществе.
Одной из особенностей таджикской общины Кыргызстана является то, что еще задолго до введения кыргызского языка в качестве государственного многие представители таджикской общины прекрасно говорили, читали и писали на этом языке.
«Дома мы старались говорить на таджикском. Хотя, бывало, переходили на узбекский. Но бабушка по отцовской линии следила за этим и принципиально говорила с нами только на таджикском языке. На улице с друзьями или на рынке мы чаще говорили на узбекском и кыргызском. Лично я больше говорил на кыргызском языке, у меня даже друзей-кыргызов было больше, чем таджиков. Мне даже не верят, когда говорю, что я таджик. Это из-за хорошего знания кыргызского», — рассказывает уроженец села Уч-Курган Эркин Абдуллазизов.
Кроме Баткенской области, таджики компактно проживают в Оше. В советское время на юге активно работали Управление Памирской дорогой, которое имело две автомобильные базы ПАТУ (гражданские и грузовые перевозки на Памир) и бывшая воинская часть №3333 (снабжала советских пограничников на Памире).
Эта дорога называлась Восточным памирским трактом (это старая караванная тропа, проложенная тысячу лет назад), а Западный памирский тракт проходил по маршруту Душанбе — Хорог. Восточный тракт, несмотря на особенности и сложности, считался наиболее предпочтительным. Его общая протяженность составляет 700 км, и его строительство было начато еще в конце XIX века.
Старожилы Оша знают, что ПАТУ было расположено на улице Гагарина (сейчас комплекс превращен в рынок и постепенно разрушается), а знаменитый «Автобатальон» (даже остановка такая была рядом) находится у поворота на местный базар. Мимо него невозможно было проехать, потому что там стоял памятник первопроходцам Памира в виде раритетного грузовика АМО.
Наличие в Оше ПАТУ существенно повлияло на этнический состав жителей города. В Оше появились кварталы, где жили преимущественно таджики и выходцы с Памира. Одним из таких мест был так называемый Ошский район Оша, где компактно проживали таджики, работавшие на Управление Памирской дорогой. Там же, в одной из первых высоток Оша, жило немало выходцев с Памира.
В Оше вообще многое связано с яркими личностями таджикской национальности, оставившими свой след в истории города. Например, одна из магистральных улиц города, начинающая с северных ворот Оша (со стороны местного аэропорта) и продолжающаяся до центрального базара, названа в честь сына и отца Касымбековых. Фазиль и Санжар Касымбековы, таджики, уроженцы Памира, были прекрасно образованными людьми для своего времени. Старший из Касымбековых, Фазиль, даже имел медали Российского императорского географического общества за свои исследования. Он вместе с сыном в 1911 году в Оше открыл русско-туземную школу. Сам преподавал там. Вместе с сыном создал «Союз учащихся», за свою активную общественную деятельность был убит басмачами в 1919 году, его сын Санжар был убит в 1924 году.
Сегодня таджикская община Кыргызстана так же активна, как много лет назад, несмотря на свою малочисленность. Только в отличие от других национальных общин таджики менее политизированы, и большая часть представителей общины нашла свое место в медицине, культуре и образовании.
Еще один важный штрих: в отличие от других этносов таджикская община – это не диаспора, а народ, который веками проживал на территории современной Кыргызской Республики.
Текст IncredibleOsh