#Кыргызстан. Курдская история страны
23 августа, 2020“В общем, я понял, что мы родились виноватыми, жили виноватыми и виноватыми умрем”,- грустно говорит умудренный жизнью дед Усо, вспоминая депортацию в Центральную Азию из Кавказа. Об этом – в книге “Курдская диаспора” известного исследователя истории курдского народа, члена Международного союза курдских писателей Гажара Аскерова.
С тех пор как курды лишились своего государства, они скитаются по белому свету. В своей непростой истории курды не раз становились разменной монетой мировых держав, желающих контролировать лакомую стратегическую зону, населенную курдами. Ведь она разделяет Восток и Европу.
Сегодня эта территория разделена между несколькими государствами: Турцией, Сирией, Ираком и Ираном. Эти не отмеченные на карте земли часто называют Курдистаном и сейчас это название не сходит с новостных лент и телевизионных эфиров из-за гражданской войны там.
В бывшем Советском Союзе курды в основном проживали в закавказских республиках, куда они массово стали переселяться в 19-20 веках из соседних стран.
Через два года, в 1939 году, было принято еще одно постановление “О плане переселения и хозустройства корейцев, курдов, армян и иранцев на экспедиционные работы в районах строительства БАМ” в Сибире.
“Большая часть переселенных семей была с малолетными детьми, им было тяжелей всех, потому что не могли работать полноценно. Гостеприимные кыргызы нашли возможность принять и разместить сотни тысяч переселенцев разной национальности, которые по воле судьбы оказались в Кыргызстане. Наши старики часто вспоминали первые тяжелые годы пребывания здесь, и главное, что они подчеркивали – это добропорядочность и гостеприимство кыргызского народа. Мы выжили, благодаря душевной доброте кыргызского народа”, — говорит президент объединения курдов Кыргызстана “Мидия” Рамазан Сеидов.
Вторая волна, лишившая курдов родных земель, нахлынула спустя семь лет. В 1944 году 31 июля вышло постановление № 6279 Государственного комитета обороны СССР под грифом “совершенно секретно” в котором требовалось: “переселить из пограничной полосы (!) Грузинской ССР и Аджарской АССР 16 700 хозяйств с населением 86 тысяч турок, курдов и хемшинов, в том числе в Казахскую ССР – 40 тысяч, в Узбекскую ССР – 30 тысяч, в Киргизскую ССР – 16 тысяч человек”. “Спецпереселенцам” разрешалось взять с собой только 1 000 кг вещей, продуктов питания и инвентаря на семью. Насильственное переселение было осуществлено в ноябре 1944 года.
Курдских спецпереселенцев расселили в шахтерских городах Кызыл-Кыя и Кок-Жангак, в Таласе, в горной части Сузака и ряде районах Чуйской области.
Тогда же переселенцев первой волны приравняли к статусу второй. Они не имели права без разрешения коменданта спецкомендатуры НКВД отлучаться за пределы района своего расселения. Самовольная отлучка приравнивалась к побегу со всеми вытекающими отсюда последствиями. Согласно правилам, в каждом селе в зоне расселения спецпереселенцев размещалось не более десяти семей.
В истории курдского народа было еще два факта принуждения к массовому выселению. Во время армяно-азербайджанского конфликта в 1989-1990 годы из Армении вынудили уехать курдов, исповедующих ислам, оставив только курдов-езидов, которых стали называть просто “езидами”.
В 1956 году после смерти отца всех народов Сталина были отменены все прежние решения о спецпереселенцах, только после этого курды, живущие в Кыргызстане смогли в полной мере воспользоваться всеми правами советского гражданина.
По данным переписи 1989 года в Кыргызстане проживали 14 300 курдов. Сегодня численность курдского населения даже ниже этих показателей 20-летней давности. В объединении “Мидия” этот факт объяснили двумя обстоятельствами. Во-первых, миграцией. 70% курдов в 90-ые годы (тогда очень многие переселенцы, не только курды, приняли решение вернуться на историческую Родину) из Кыргызстана на Северный Кавказ. Во-вторых, тем, что большая часть курдов из-за национальной политики советского руководства была записана “азербайджанцами”. Поэтому в самом объединении кыргызских курдов считают, что их более 25 тысяч, если не обращать внимание на записи в паспортах.
Болевая точка
Самая чувствительная тема во время разговора с местными курдами это положение их зарубежных собратьев в Турции, Сирии, Иране и Ираке, потому что сегодня большая часть земель, исторически населенных курдами, оказалась в зоне непрекращающихся военных действий.
В 2014 году в Бишкеке прошел мирный митинг в защиту знаменитого города Кобани, населенного преимущественно курдами, осаждаемого в течение длительного времени боевиками ИГИЛ. Акция была организована объединением “Мидия”.
В 2015 году президент “Мидия” Рамазан Сеидов на сайте “Курдистан.Ру” опубликовал свое воззвание к курдским общинам в бывших советских республиках с призывом объединиться в борьбе против международного терроризма, чтобы защитить Курдистан.
Другая щепетильная тема – положение курдов в Турции. В это сложно поверить, но до 2009 года курдам в Турции запрещалось даже говорить на родном языке. Нарушение этого правила влекло за собой вполне серьезные преследования. По словам научного сотрудника Института истории и культурного наследия НАН КР Светланы Скрипкиной, в Турции курдское население составляет 20-23%. “По официальной версии турецких властей, курды – это вовсе не курды,а “горные турки”, забывшие свой язык и культуру. Хотя курды живут на этих землях свыше 5 тысячи лет, а турки пришли в Переднюю Азию лишь в XI веке. Сегодня курдский вопрос является одним из ключевых при обсуждении дальнейшей европейской интеграции Турции. ЕС требует большей регионализации и автономизации курдов, а также соблюдения их прав в соответствии с европейскими стандартами”, — говорит эксперт Светлана Скрипкина.
Говоря о положении турецких курдов, представители курдской общины в Кыргызстане осторожно подбирают слова, стараясь быть дипломатичными. По словам Рамазана Сеидова, у них есть определенные претензии к государственной политике турецких властей по отношению к курдам. Но из-за уважения к дружественным отношениям Кыргызстана с Турцией они не желают акцентировать на них внимание.
После всех разговоров с представителями курдской общины Кыргызстана осталось ощущение недосказанности, боли народа, несмотря на то, что со времени первой репресии в отношении советских курдов прошло почти 80 лет.
Алмаз Исманов, IncredibleOsh