#Кыргызстан. Кто они, армяне Тянь-Шаня
23 августа, 2020В это сложно поверить, но в Кыргызстане проживает всего 801 армянин. Такая численность, по данным Национального статистического комитета, стабильно держится с 2009 года. Именно столько человек идентифицировали себя армянами по результатам переписи населения. Среди кавказских общин в Кыргызстане армяне на втором месте по своей численности. Сегодня они наиболее компактно проживают только в некоторых районах Чуйской области, в Бишкеке, Кара-Балте, Кемине и Оше.
Несмотря на свою малочисленность, история армянской общины в Кыргызстане имеет более глубокие корни, чем у других общин, чья история в основном начинается либо со столыпинских переселений, либо со сталинских репрессий. Выражаясь современными терминами, армяне еще с ветхозаветных времен были активно мигрирующей нацией.
Первые упоминания об армянах на территории современной Кыргызской Республики относятся к первым христианским пилигримам, которые бежали далеко на восток от религиозных гонений. После вхождения Армении в состав Российской империи армяне стали активно расселяться в других регионах. В советский период были еще две волны: во время сталинских репрессий и в послевоенное время, когда по разнарядке тысячи советских граждан ездили по стране, поднимая промышленность и сельское хозяйство. Даже в те времена численность армянской общины в Кыргызстане не была многочисленной. Но, несмотря на свою малочисленность, ее представители внесли свой весомый вклад в развитие страны и, кстати, продолжают это делать.
Правда, в последние годы про армянскую общину вообще ничего не было слышно и не видно, как будто и не было объединения армян. В чем причина? Чем живут кыргызские армяне? Скучают ли они по Севану и о многом другом мы разговариваем с видными представителями армянской общины Кыргызстана Евгением Акопяном, Самвелом Саркисяном и Арамом Бояхчяном.
Евгений: Мы сами были удивлены ответом Министерством юстиции, когда обратились к ним с запросом, чтобы выяснить есть ли в стране общественные организации со словами “армяне” или “армянский”. Выяснилось, что таких организаций нет, поэтому мы решили открыть новое общественное объединение “Армянская диаспора “Арарат”, провели небольшую презентацию, к нам в гости приезжал руководитель армянской общины Казахстана. Кстати, там только в Алматы проживают 25 тысяч армян! На презентации присутствовали представители и других диаспор, проживающих в Кыргызстане, включая председателя Ассамблеи народа Кыргызстана Токона Мамытова. Осенью планируем провести полноценные выборы, чтобы выбрать достойных представителей местной армянской общины на должностные посты объединения.
Сегодня в Кыргызстане армяне компактно живут в основном на севере страны и немного в Оше. У каждой армянской семьи в Кыргызстане своя история о том, как они тут оказались. Вот возьмите советский период, в те времена ведь бывшие советские республики активно практиковали обмен специалистами. Люди ездили по стране вместе с семьями либо оседали там, где работали, обзаводились семьями. Много армян переезжало в Кыргызстан из соседнего Узбекистана. Мы сейчас составляем список всех армян, проживающих в Кыргызстане. Это долгая и кропотливая работа.
— Один из чувствительных моментов для малых этнических общин языковой, потому что молодежь практически не знает родного языка. Как с этим обстоят дела в армянской общине?
Евгений: Когда оба родителя — армяне, и они дома говорят на армянском, в такой ситуации ребенку легче освоиить родной язык, потому что он его слышит каждый день в повседневной жизни. Но когда семья смешанная, есть, конечно, свои трудности. Армяне ведь интернациональный народ. Много смешанных браков с русскими, евреями, кыргызами и с другими народами. Это тоже накладывает свой отпечаток.
Но скажу вам так: если у человека есть армянская кровь, он все равно тянется к родному языку и культуре. Он все равно стремится к знанию армянского языка.
Я считаю, что одной из миссий общественного объединения армян Кыргызстана как раз является организация языковых курсов для тех армян, кто живет вне исторической родины или же имеет родителей, которые не являются носителями армянского языка. Чтобы они могли прийти сюда и совершенно бесплатно научится читать, писать и говорить на армянском языке.
Вот я скажу про свою семью: она у меня интернациональная. Но несмотря на это мои дети тянутся к армянскому языку, поэтому надо создавать возможности для изучения языка.
— А Вы сами знаете армянский язык?
Евгений: Я знаю самое элементарное и простое. Я родился и вырос в Баку, и там все говорили на русском. Здесь я иногда включаю армянские каналы, чтобы послушать речь, и через некоторое время я начинаю понимать о чем говорят.
В советское время меня на три месяца отправляли к бабушке в армянскую деревню, где все говорили только на армянском. Там ты можешь спросить на русском, но тебе все равно ответят на армянском, поэтому хочешь ты или нет, приходилось говорить на армянском.
Я возвращался домой с ощутимым акцентом, когда говорил на русском. Надо мной все смеялись во дворе. Вот эти летние каникулы у бабушки не дали мне забыть родной язык, хоть я на нем и не говорю в обычной жизни. Но я понимаю и чувствую его. Если я завтра начну заниматься изучением армянского языка, то очень быстро его выучу.Это на уровне генетики, на уровне детских воспоминаний…
Самвел: Я знаю и говорю на литературном ярмянском языке. Мой старший сын отлично знает свой родной язык. У дочки есть некоторые трудности. В Армении тоже, как здесь, много диалектов, которые различаются по регионам. Один из наших армян Генрих Балян открывал совершенно бесплатно воскресные курсы армянского языка для всех желающих, кто хочет научится писать, говорить на родном языке. Благодаря ему многие армяне ходили на эти курсы, и дети, и взрослые. Это дело надо продолжать!
А Вы внимательно следите за новостями в Армении по телевидению и Интернету…
Самвел: Да, у меня четыре армянских телеканала настроено, которые регулярно смотрю, чтобы быть в курсе дел. Поставил отдельную спутниковую антенну. Почти у всех представителей нашей иаспоры настроены армянские телеканалы.
Но это не значит, что надо быть националистом и хвалить только себя. Вот это земля кыргызская, природа и климат очень похожи на те, что в Армении. И я всегда говорю своим армянам, что гостеепримнее народа, чем кыргызы, нет. Зайдешь случайно в гости к кыргызу, и не имеет значения, он простой водитель или министр, тебе всегда предложат угощение, посадят на почетное место. Гость важнее всего. Неважно, может быть, ты просто зашел что-то передать, какую-нибудь бумагу. Тебе говорят: “Балам, давай, проходи”, — и обязательно вынесут хотя бы лепешку.
Поэтому здесь, в Кыргызстане, мы, армяне, чувствуем себя как дома, как среди родных нам людей, благодаря такому отношению со стороны кыргызов.
Иной раз бывает, когда приедешь в Армению, сидишь там разговариваешь, раздается телефонный звонок, и ты говоришь: “Вот поеду домой, передам”. А тебе говорят:”Ты же дома, в кругу семьи!” А нет, оказывается, ты не дома, дом остался в Кыргызстане.
Когда мы отсюда уезжаем, то говорим, что едем в Армению, а когда оттуда — говорим, что домой (улыбается). Есть такие приятные моменты, когда ты не задумываешься о том, кто ты по национальности, какая у тебя вера. Важно то, какой ты человек.
Арам: У меня жена кыргызка. Мы воспитываем троих детей. В 2013 году мы с семьей ездили в Армению. Думали, что месяца два-три побудем, пообщаемся с родственниками, которые там живут. Через десять дней я стал считать минуты,чтобы вернутся сюда (смеется).
Самвел: Десять дней,конечно же, мало,чтобы понять, чем живет народ. Надо подольше пожить там,чтобы его понять. Вот расскажу про случай в Армении, который ярко характеризует то, как важны в Армении родственные связи. Стою я со своим другом, а к нам подошел человек и поздоровался, и тут кто-то спрашивает: “А кто это?” Ему отвечают, что это такой человек (!), важный. Но он начинает донимать и уточнять, кто это, и тут ему на полном серьезе важным голосом отвечают: “Это двоюродный брат водителя начальника РОВД”. И тут все восклицают: “Ничего себе, такого человека упустили!” (улыбается).
Евгений: У меня тоже есть история.Мы должны были полететь в Сочи с КВНовской командой на фестиваль. Но везде нелетная погода, и мы в Москве попадаем просто в патовую ситуацию, опаздываем на свой самолет. Билетов в Сочи на ближайшие дни нет. Я понимаю, что мы либо не летим на фестиваль, либо надо что-то делать. Я спрашиваю у диспечера в аэропорту, какие ближайшие города рядом с Сочи есть, куда можно сегодня вылететь. Она сообщила, что есть недорогие билеты в Краснодар. Я покупаю недорогие билеты на всю команду, а потом думаю: “Я же никого не знаю там, как мне добираться с командой в Сочи?” Тем более мы прилетаем туда в полночь, а утром фестиваль. Срабатывает древний армянский истинкт. Звоню Ашоту Кещяну, вы его знаете по команде КВН РУДН. Объясняю ему всю ситуацию, говорю: “ Вы же сочинские армяне, помогите. Нам нужен только микроавтобус,чтобы из Сочи в Краснодар добраться”. Через 15 минут Ашот перезванивает и говорит: “Записывай или запоминай. Вот это номер Самвела, скажешь ему, что ты от Ашота, который родственник того-то, а тот брат того-то” (тут идет перечисление множества армянских имен, родственных связей и должностей). “ Он говорит тебя встретит и отвезет”…
Я ему говорю: “Ашот, достаточно, если этот человек будет просто стоять в аэропорту с табличкой “Кыргызстан”, и мы все поймем?” Удивительно, но все сработало. Оказывается, там подняли на уши местных армян, благо они есть везде, (смеётся) нашли человека, у которого есть микроавтобус. И мы успели на фестиваль КВН.
Этот случай показывает, насколько армяне дружны и по-братски относятся друг к другу. Скажите, ну какое дело краснодарскому или сочинскому армянину до бишкекского? Но дружба есть дружба. Взаимная помощь и поддержка – работают!
— Знаете, в разговорах представители многих общин жалуются, что в основном работа с диаспорами идет только в Бишкеке, а в регионах ее нет. У вас тоже так?
Евгений: В Кыргызстане проживает около восьмисот армян, и большинство живут в Бишкеке или его окрестностях. Есть отдельные семьи, которые живут на Иссык-Куле или в других областях. Конечно же, им легче приехать в Бишкек, чтобы решить какие-то вопросы. Но благодаря интернету, мобильной связи расстояния не помеха. Мы всегда рядом!
— А сколько армян в Оше?
Самвел: Там живут шесть семей.
Евгений: Вот для того, чтобы понять кто? где и как? Мы и начали подсчет всех армянских семей, их перепись. Мы хотим знать, сколько молодых людей, сколько пенсионеров. Может быть, кто-то из них нуждается в помощи, скажем, в медицинской. Вот у нашего земляка Генриха Баляна есть один хороший проект, который он давно осуществляет и вне диаспоры. Он выдает стипендии по 3 тысячи сомов лучшим студентам среди местных армян.
Самвел: Там не только армянские студенты, есть и студенты-кыргызы, которые отлично учатся в сельхозакадемии и получают именную стипендию из Фонда его отца. Не думайте, что это хвальба. Но если есть что-то хорошее, об этом надо говорить, чтобы и другие знали. Благодаря Генриху Баляну мы смогли отремонтировать кабинет армянской общины в Ассамблее. У него есть желание открыть Фонд помощи общине из которого будет осуществляться помощь и поддержка начинающих бизнесменов армян, студентов, пенсионеров… Я уверен, что и каждыйиз успешных армян Кыргызстана тоже внесет свою посильную лепту в это благое дело.
Евгений: Кром того, мы хотим проводить различные мероприятия, чтобы люди больше узнавали о культуре армян. Может быть это будут “дни армянской культуры в Кыргызстане”?!
— Наша беседа была бы не полной без знаменитой армянской кухни. Какое блюдо можно назвать главным в армянской кухне?
Евгений: Безусловно для меня, это долма. Помните как в фильме “Мимино” Рубик джан говорит: “а твой мама может готовить долма?”(смеется) В Бишкеке есть два армянских кафе: “Ландау” и “Очаг”, где можно отведать настоящие армянские блюда. Там чувствуется дух Армении. Так что можно смело туда сходить, чтобы попробовать настоящие армянские блюда. Вообще у нас в диаспоре много разных идей и проектов. Например, есть идея открыть армянский магазин, где бы продавали продукты питания из Армении, у нас есть армяне, которые изготавливают сыр, бастурму, лаваш, мацун… Они могли бы там реализовывать свою продукцию. Это был бы такой гастрономический островок Армении, уверен, что им заинтересовались бы не только местные армяне, но и другие народы. Ведь традиции народов Кавказа во многом похожи!
Алмаз Исманов, IncredibleOsh