#Кыргызстан. Исчезающие истории дунган Оша
23 августа, 2020Если верить данным Национального статистического комитета, 85% всех дунган, проживающих в Кыргызстане, компактно живут в Чуйской области. В Бишкеке дунгане составляют всего 7% от общего числа населения столицы. На юге Иссык-Куля проживают еще 6% дунган. Оставшиеся 2% расселены в других регионах.
Всего в Кыргызстане проживают свыше 60 тысяч дунган. Дунгане – одни из самых молодых этносов в стране, потому что более 40% представителей этого народа представлены молодежью до 14 лет. Сегодня наш разговор о малоизвестных страницах в истории дунганского народа.
Скитания в поисках новой Родины
Согласно открытым историческим источникам, первая массовая волна переселения дунган в Кыргызстан и в соседние страны из Китая имела место в 19-м веке. Тогда Цинская империя усилила давление на дунган на почве религиозной неприязни, вследствии которого в регионе вспыхивали один за другим восстания недовольных.
В интервью историко-этнографическому порталу “Дунгане” старший научный сотрудник Центра дунгановедения и китаистики Национальной академии наук КР Али Джон рассказал о последствиях этого события для дунган. “Подавление восстания маньчжурскими войсками сопровождалось массовой резней дунганского населения. Как правило, в захваченных городах мужчины уничтожались полностью, а женщины и дети подвергались надругательству и продавались в рабство. В этих условиях предводители повстанческих отрядов приняли решение уйти под покровительство Российской империи. И хотя для русских властей поздней осенью 1877 года приход дунганских беженцев стал полной неожиданностью, они все же сделали все, чтобы облегчить участь переселенцев”, — говорит эксперт по истории дунган Али Джон.
В 1878 году властями дунганам были выделены земельные участки в Чуйской, Иссык-Кульской и Ошской областях. Таким образом, вблизи Каракола появилось знаменитое село Ырдык (о котором наша газета писала в 2014 году), в районе Токмака – населенные пункты Масанчин и Шортобе. На юге страны дунгане в основном расселились в Кара-Суйском районе.
Вторая волна переселения дунган, по словам Али Джона, произошла в 1881-1882 годах, когда Российская империя передала Китаю временно занятые территории Илийского края. Дунгане, проживающие в этом регионе приняли российское подданство и переселились в современный Кыргызстан и Казахстан. Именно в этот период появилось село Александровка и дунганская слобода в тогдашнем Пишпеке.
Третья волна имела место уже в начале и середине 20-го века, когда была предпринята очередная попытка их ассимиляции. Но она была не такой многочисленной как предыдущие. После смерти Сталина советско-китайские отношения резко ухудшились, границы закрылись наглухо, что сразу же отразилось на контактах между родственниками среди дунган, уйгуров, кыргызов, таджиков проживающих по обе стороны границы.
В исследовании Малика Машанло “Шэньсийские дунгане в Кыргызстане и Казахстане” приводится интересный факт. Дунгане, создавая поселения на новых землях строго соблюдали принцип деления по провинциям.
В этой связи не менее интересна история с названием “дунгане”, потому что в самом Китае это слово до недавнего времени не было известно. Только в Синьцзяне местные народы так называли всех военных поселенцев из народности хуйэцзу, переселенных в Кулджу из провинций Ганьсу и Шэньси после подавления восстаний.
Официально слово “дунгане” в качестве обозначения этнической группы стало употребляться с 1924 года, когда советская власть активно претворяла в жизнь политику национально-государственного размежевания в Средней Азии.
Есть разные версии происхождения слово “дунгане”. Одна из последних версий, предложенных профессором Синьцзянского университета Хай Фэна: слово “дунгань” происходит от китайского слова “тунькэнь” (“военные поселения приграничных земель”), широко распространенного во времена Цинской империи. Сегодня в Китае слово “дунгане” употребляется только в отношении тех дунган, которые живут в бывших советских республиках. В самой Поднебесной китайских мусульман как и сотни лет назад называют “хуэйцзу”.
Колхоз имени Таширова
В Ошской области, по официальным данным, в 1989 году проживало всего 509 человек, которые идентифицировали себя как дунгане. В 1999 году их число возросло до 676, а в 2009 году составив 793 человека, причем 786 дунган из общего числа проживают в Кара-Суйском районе Ошской области.
В советское время дунгане на юге страны компактно проживали в колхозе имени Таширова в Кара-Суйском районе, также в Оше и Кашгар-Кишлаке.
Таширов родился в 1902 году в местности Ача-Мазар Кашгар-Кишлакской волости, где компактно расселились переселенцы из Китая, бежавшие от репрессий и гонений. В 22 года стал одним из организаторов трудовой артели, которая спустя 5 лет была переименована в колхоз “Красный Восток” (“Кызыл-Шарк”). В 1932 году на общем собрании членов колхоза Таширова избрали ее председателем.
За годы правления Таширов смог вывести колхоз “Кызыл-Шарк” в передовые сельхозпредприятия, добившись колоссальных достижений в повышении урожайности хлопка. В 1948 году 25 членов колхоза были награждены государственными орденами за самоотверженный труд.
Таширов 30 лет возглавлял “Кызыл-Шарк”, к моменту выхода его на пенсию колхоз объединял 17 населенных пунктов, в которых проживало свыше 10 тысяч человек. В каждом из сел были построены школы, клубы и больницы. Земельные угодья колхоза включали 27411 га, в том числе только под пашней было 3625 га. Общее поголовье скота в хозяйстве превысило 24 тысячи голов. Кроме Таширова еще 9 членам колхоза было присвоено звание Героя Социалистического труда.
Среди них есть и другие представители дунганской общины. В 1948 году звеньевая колхоза “Кызыл Шарк” Инахон Исмаилова за самоотверженный труд стала Героем Социалистического труда СССР. В 1951 году такой же высокой награды был удостоен другой звеньевой этого же колхоза Абдыкадыр Алиахунов. Оба они являются уроженцами села Дыйкан-Кыштак в Кара-Суйском районе, которое сегодня почти поглощено городом Ош.
Таширов умер в 1963 году. Колхоз, созданный им с нуля был переименован в его честь. И сегодня в Кара-Суйском районе каждый знает село “Кызыл-Шарк”, которое местные жители между собой называют просто “Таширов”.
“Земляки отзывались о нем тепло и с уважением. Он мог внезапно появится в любой точке колхоза, в любое время, чтобы лично удостовериться как идут дела. При нем никто не ходил без дела. При этом он был очень доступным для всех. Колхозники могли в любое время к нему зайти со своими проблемами. Он всех внимательно слушал и моментально принимал решение, не затягивая. Однажды мне довелось побывать у него в гостях. Такого вкусного лагмана я больше нигде не пробовал”, — вспоминает уроженец Кара-Суйского района Камит Савай.
Успешная карьера Таширова в какой-то мере вдохновляла местных дунган, помогая им влиться в новый политический строй, не теряя идентичности, стать частью нового государства под названием СССР. Но изменчивая государственная политика в отношении национальных меньшинств в советское время сделала все, чтобы дунгане на юге страны практически утратили свою идентичность.
Таширов никогда особо не скрывал свое происхождение, поэтому он был своеобразным символом своего народа. К нему тянулись люди. После его смерти дунгане на юге словно потеряли опору. Вместе с ним ушло старое поколение дунган, которые помнили родной язык, обычаи, обряды и историю.
Практика ассимиляции привела к тому, что в 70-80-ые годы подавляющее большинство дунган в южных областях стали идентифицировать себя как узбеки. В повседневной жизни они стали активно использовать узбекский язык, на дунганском говорили только старики.
В 90-ые годы многие дунгане в Ошской области захотели вновь стать “дунганами” по документам. Но оказалось, не так-то просто это сделать. “Моя жена смогла получить паспорт с национальностью “дунганка”, а я нет. Мне отказали в паспортном столе в моей просьбе. Они сказали, что по закону оба моих родителя должны быть записаны дунганами, а в документах они значились под другой национальностью. Других попыток восстановить справедливость я больше не предпринимал. Ну какой из меня дунганин? Ничего не помню, только иногда какие-то слова всплывают из памяти. Может быть, моим детям и внукам нужно? Не знаю”, — грустным голосом говорит Мамашарип-ака из Оша.
Спустя столетие потомки переселенцев из провинции Ганьсу, переселившиеся в Ферганскую долину, растворились среди других народов, оставив после себя только предания и историю. В отличие от своих соплеменников из провинции Шэньсу и Нинся-Хуэйского автономного района, сумевших сохранить свою самобытность.
P.S. Многострадальная история дунганского народа как калька повторяет судьбу других народов, живущих в Кыргызстане: крымских татар, чеченцев, балкарцев, немцев, евреев, турков-месхетинцев и многих других, для которых Кыргызстан стал второй родиной во времена лишений, гонений и войн, дав приют и защиту.
Алмаз Исманов, IncredibleOsh