Оксана Телегина: жизнь в танце

Оксана Телегина: жизнь в танце

16 июля, 2019 Выкл. Автор IncredibleOsh

Оксана Телегина, единственная русская артистка в Ошском государственном академическом узбекском музыкально-драматическом театре имени Бабура, мастерски исполняет узбекские танцы, с которыми занимает призовые места на международных творческих фестивалях. О том, как с дипломом юриста стала артисткой, Оксана рассказала нашим читателям.

Увлечение, определившее жизнь

13 февраля 1990 года в одной ошской семье родился третий ребенок. Девочку назвали Оксаной. Родители всю жизнь проработали на муниципальном предприятии «ОшТЭЦ». Они не ожидали и долго не могли принять, что младший ребенок выберет творческий путь самореализации и достигнет значительных высот.

С детства я была артистичным ребенком. Как многие дети, вставала на стульчик и рассказывала стихотворения. Годам к шести родители отдали на художественную гимнастику в городской дом детского творчества, раньше он назывался Дом пионеров, сейчас «Келечек». С первого по четвертый класс я занималась там, все азы спортивной жизни получила в те годы.

Девочке нравилось заниматься гимнастикой, хотя ощутимых результатов она не добилась. Гимнастика сменилась занятиями танцами, так как в школе №7 имени Нариманова, где училась Оксана, с пятого класса появился обязательный предмет — хореография.

— Мама шила мне костюмы к праздникам. И мне очень нравилось выступать. В школе я все успевала: хорошо училась, была президентом класса, лидером в общественной жизни. Помню, серьезно занималась декламированием стихотворений (что впоследствии мне пригодилось), участвовала в творческих вечерах известной ошской поэтессы Тамары Цыпиной. В старших классах я увлеклась шитьем и по сей день сама шью свои сценические костюмы, вплоть до каждой бисеринки. Я точно знаю, какая одежда мне нужна.

После окончания школы у меня был выбор: пойти учиться на дизайнера одежды или уехать в Бишкек и продолжить танцевальную деятельность. Но родители меня не отпустили в столицу. В Оше я подала документы в разные вузы, в итоге выбрала факультет юриспруденции в филиале РГСУ.

Неожиданный выбор!

Увлечение танцами помогло найти единомышленников в вузе, где студенты активно участвовали в общественной жизни, в частности, фонда «Русский мир» под руководством Занфиры Мискичековой. В те годы Оксана проявила себя в качестве организатора мероприятий:

— Я стала визитной карточкой фонда. Это был мой первый творческий опыт создания: разработка сценария, подготовка костюмов, выступления. Вместе с однокурсницей Анастасией Сугробовой мы создали танцевальный коллектив «Диос Данза» (который успешно существует в эти дни) и выступали на разных мероприятиях. Она руководитель, основатель и хореограф-балетмейстер, а я была главным танцором. Тогда у меня не хватало смелости для создания своего творческого коллектива, я искала себя.

Танцовщица с дипломом юриста

В 2012 году танцевальный коллектив из тридцати человек выступил с концертом на сцене Ошского государственного академического узбекского музыкально-драматического театра имени Бабура. После концерта к Оксане подошел администратор театра и предложил поработать.

— Я была сильно удивлена — нас было много, а предложили только мне. Поле окончания вуза в 2013 году устроилась в театр артисткой балета.

Близкие надеялись, что девушка все-таки реализует диплом юриста, поэтому Оксане приходилось отстаивать свой выбор, доказывать, что она — настоящая артистка театра, что из простого увлечения танцы стали частью ее жизни. Небольшая зарплата в четыре тысячи сомов не мешала ей творчески развиваться. Через два месяца получила первую категорию, через год — высшую. Присуждение категорий решает художественный совет театра, в составе которого директор, главный режиссер, художественный руководитель и другие.

Поначалу ей доставались роли в массовках спектаклей. Дело усложнялось тем, что она не могла со сцены говорить на узбекском языке. Это стало неким ограничителем ее вовлечения, но, с другой стороны, она полноценно проявляла себя в качестве танцовщицы. Так как театр музыкально-драматический, участие танцоров в спектаклях обязательно. Яркая, эмоциональная артистка слегка выбивалась во время коллективных выступлений своей детской лучезарностью, сиянием. У нее был свой путь и скоро у нее появился первый сольный номер.

— Помню свой первый сольный номер в новогоднем спектакле — танец заводной куклы на музыку театрального композитора. Я сама создала номер, сшила костюм. С этим номером я много лет выступала в спектаклях, на концертах. Номер всегда пользовался успехом у зрителей.

В творческом коллективе из 70 человек порой бывает сложно, Оксана нашла свое место в театре, стала востребованной артисткой, постоянно работала над собой, посещала ежедневные занятия по актерскому мастерству. Она с теплотой вспоминает одного из руководителей театра — Бахтияра Тухтаматова, который всегда поддерживал инициативы творческих личностей.

— В период моего становления как артистки театра мне повезло с наставниками. Отличник культуры Мамура Аскарова увидела во мне стремление к творческой самореализации, много помогла в освоении профессиональных навыков, душевно ко мне относилась, я ей очень благодарна. Для меня имеет решающее значение то, что театр — это моя профессия, моя гордость, я живу этим. Моя семья поддерживает меня в творчестве — я замужем, есть четырехлетний сын Вячеслав.

Классика Шекспира на сцене ошского театра

Два года назад театр прославился тем, что приглашенный из Великобритании режиссер Юлдош Джурабоев поставил на ошской сцене спектакль по трагедии У.Шекспира «Король Ричард III”. Он сам проводил кастинг из 70 актеров театра. В день кастинга Оксана сомневалась в своей востребованности в этом спектакле:

— Я не думала, что могу быть задействована в спектакле, вряд ли в трагедии будут танцы, а говорить со сцены на узбекском языке я не умею. На кастинг я зашла последняя. Режиссер удивился: «А вы здесь работаете?». Отвечаю: «Да, я артистка». Он сказал, что танцы не планировал, но возможно мои навыки еще пригодятся.

Было известно, что со спектаклем предстоят гастроли в Лондон. Конкуренция была сильная, так как актеры знали, что будет задействовано всего 10 человек.

Большое значение играет разноплановость актера, который сможет сыграть несколько ролей. Режиссер приехал в августе и вплотную занялся постановкой спектакля. Оксана вспоминает, что когда на репетиции начала читать свой текст на узбекском языке, всем стало смешно и режиссер сказал ей, чтобы она говорила на русском. Так в спектакль добавили третий язык. Еще одна артистка театра отлично владела английским языком, таким образом спектакль стал звучать на четырех языках: кыргызском, узбекском, русском и английском. Режиссер подметил, что в Оше люди уникальны тем, что без проблем понимают друг друга.

— В трагедии Шекспира я сыграла три роли: жену вора, приближенного из свиты, сына короля. Еще я открывала спектакль, когда в полной темноте на сцене в коконе из ткани зарождалось нечто важное и странное. В этом спектакле я реализовалась как хореограф, актриса, постановщик мизансцен. Мне очень понравилось работать с опытным режиссером Юлдашем Джурабоевым. Он знал, чего он хочет и мог хорошо донести до нас свои задумки. Мы прекрасно его понимали, он нам доверял. Это был колоссальный опыт! Очередная ступень в моей творческой жизни.

В ноябре 2017 года мы представили спектакль на лондонской сцене. Нас очень хорошо встретили, среди публики было много выходцев из стран Центральной Азии, они прекрасно понимали языки нашего спектакля. После возвращения в Оше было несколько показов спектакля. Сейчас, к сожалению, его нет в репертуаре.

Помимо спектакля ошские артисты в Лондоне выступили с концертом, на котором Оксана представила несколько танцевальных номеров:

Среди труппы я была одна танцовщица. Помню, мой чемодан был полон сценических костюмов. Зрители были удивлены, что я танцевала кыргызский, узбекский, русский, уйгурский и другие танцы. В этом моя сила! Мы постарались показать разнообразие культуры нашего региона.

Выбор сделан

Оксане часто задают вопрос: «Почему в ее творчестве большое место занимает именно узбекский танец?» Для нее танец — это не просто демонстрация последовательности заученных движений с дежурной улыбкой на лице. Это импровизация во время каждого выступления, которая проявляется в сольных выступлениях, когда не надо подстраиваться под партнера или коллектив.

Танец — это экспрессия, порой сама не знаю, чего от себя ожидать, каждый раз получается что-то новое. Я с детства впитала в себя всю нашу восточную культуру. Мой внутренний мир находит отражение именно в узбекском танце. Есть много лирических композиций, через которые я могу полностью раскрыться на сцене, увести зрителя в мир восточной сказки. Но еще лучше я выражаю себя в зажигательном узбекском танце «Хорезм». Он отлично подходит мне по темпераменту, эмоциональной выразительности. Для сравнения с бальными танцами, например, в вальсе надо вести себя сдержанно, консервативно. А в узбекском происходит полное самовыражение своего состояния. У меня много эмоций, которые я с удовольствием дарю публике и получаю от этого огромное удовольствие.

Артистка пояснила, что «узбекский танец» — многогранное искусство с многовековой историей, имеет несколько основных направлений и еще больше ответвлений. В узбекском танце выделяют три основных школы: ферганскую, бухарскую и хорезмскую. Каждая из этих школ имеет свои уникальные черты, эстетику и хореографию. Каждому танцу соответствует свой костюм. Все это требует глубоких знаний и большого опыта в исполнении.

Хорезмский танец веселый, стремительный, выражающий бурную жизненную энергию. Философия танца в проявлении любви к жизни, природе, труду. В танце используются выразительные жесты с характерной резкостью и некоторыми паузами. Это один из самых сложных узбекских танцев, требующих от танцора хорошей физической подготовки и мастерства перевоплощения.

— Я выступаю под творческим псевдонимом «Раксана», также называется образованный мной танцевальный коллектив. В переводе с персидского и арабского слово «ракс» означает «танец». Так я соединила свое имя и свое жизненное предназначение. Вся моя жизнь — это танец!

Оксана задействована в нескольких спектаклях патриотического плана. В новогодних постановках для детей она востребована как хореограф, балетмейстер, актриса. Большой популярностью у детей пользуется современный музыкальный спектакль «Лесные разбойники» с использованием интерактива со зрителями.

Театр меняется — перенимать опыт коллег из других стран помогают гастроли. В 2014 году артисты были на гастролях в Туркменистане. Открытие границ с Узбекистаном стало новым этапом развития театра. Например, соседняя республика поддержала выход спектакля «Бабур», подарив костюмы и декорации.

Русская артистка славит Кыргызстан через узбекский танец


В марте этого года Оксана успешно выступила с хорезмским танцем в Ташкенте на международном фестивале «Второй открытый кубок Центральной Азии», где заняла второе место. Причем первое место заняла танцовщица из России и тоже с узбекским танцем. В фестивале приняли участие 186 участников.

— Музыка к танцу «Хорезм» была написана авторами театра и записана музыкантами в студии в Оше. Это полностью авторский номер, поэтому когда в июне мне предложили принять участие фестивале в Ставрополе по программе «Новое поколение», я решила поехать с уже готовым номером. Поездка была по линии Россотрудничества, меня поддержал Ошский центр науки и культуры.

С 4 по 9 июня в Ставрополе на международном фестивале «Арт-Холл» были задействованы 2500 активных молодых людей из 23 стран мира, которые приняли участие в образовательных встречах с мировыми экспертами по популярным молодежным направлениям: лидерство, медиа, музыка, красота, спорт, образование и искусство. Кыргызстан представили два человека: солист бишкекского театра оперы и балета Глеб Ким и артистка театра им. Бабура Оксана Телегина. Спустя месяц Оксана вспоминает, насколько сложно было морально выдержать участие в фестивале. Вроде бы опытный человек, а волнение было.

— Сначала был отборочный тур, где 500 участников из 20 стран мира представили около 100 номеров. Когда я увидела, сколько коллективов приехало на фестиваль, мне стало страшно.Я была одна с танцевальным номером из Кыргызстана, причем с узбекским танцем. Получалось, что сольники и коллективы в 30 человек соревновались наравне. Психологически выдержать было непросто. Меня поддерживал Глеб Ким. Мы решили, что нам надо выступить достойно и порадовать публику.

Из ста номеров комиссия выбрала 30, в том числе и представленные Оксаной и Глебом. Лауреаты получили статуэтки, но наших участников не отметили. За день до завершения мероприятия им предложили выступить на церемонии закрытия «Студенческой весны БРИКС и ШОС».

Участие в церемонии закрытия для нас было почетно. Уже после выступления, наконец, объявили имена шестерых обладателей гран-при. Когда назвали мое имя и имя Глеба, нашему восторгу не было предела! Это было самое яркое событие в моей жизни. После поездки в Лондон, конечно. На память остались статуэтка и сертификат.

В Оше Оксану встречали как настоящего победителя: с цветами и овациями. Она завоевала гран-при на международном фестивале, доказала всему миру, что она — настоящая артистка! Очередная ступень в творчестве достигнута. А публике ничего не надо доказывать — она всегда с восторгом принимает выступления артистки.


Текст: Сахира Назарова.

Фото из архива Телегиной

Поделиться ссылкой: