Седой Ош в воспоминаниях Нины Федоровой
10 июля, 2019Мы решили начать публикацию интересных путевых рассказов, посвященных Ошу, написанных разными людьми в разное время. Предлагаем вашему вниманию первый такой текст, написанный Ниной Федоровой в 2013 году. В далеком 1979 году она была в Оше в составе туристической группы.
«В 1979 году мне довелось побывать на Сулейман-горе – святыни мусульман, возвышающейся на более 1140 метров в самом центре города Ош Киргизской ССР, ныне Кыргызстан. И примерить чачван, от персидского чашм банд – повязка для глаз, «ударную» часть паранджи, один из экспонатов краеведческого музея, разместившегося в островерхой горе. Под тяжестью мусульманского наряда чёрного цвета едва не свернула себе шею. Лицо несчастных женщин прятала густая сетка из конских волос длиной почти в рост человека. Конская «пряжа» отягощала вес, не пропускала свет, перекрывала доступ воздуха. Мне хватило меньше минуты, чтобы ощутить себя в жаркой парной. А им, выходя из дома на улицу, приходилось носить чачван в комплекте с паранджой, халата с длинными ложными рукавами с головы до ног скрывавшего слабый пол от посторонних взглядов.
Но истязания бедных женщин на этом не заканчивались. Мужья — ханы проверяли своих жён на верность бросая с горы в пропасть, когда возвращались на родину после походов – набегов. Посмотрев вниз, попыталась разглядеть кости несчастных, поскольку выжить, даже если ты хранила верность, после падения с такой высоты было нереально.
Гора, пятиглавый известковый останец вытянутый с запада на восток на 560 метров, издревле имела сакральное значение, об этом свидетельствуют сохранившиеся петроглифы. Притягивала тысячи паломников и туристов. Чем воспользовались ушлые ребята – решили прикрыть музей и вместо него открыть ресторан. В холле музея стояло несколько новых витрин-холодильников, столы, стулья.
– Ресторан на кладбище, очень интересно, – сказала я директору музея, сильно переживавшего за его судьбу, возвращая на место чачван.
– Ну это не совсем кладбище, – встрял в разговор один из ушлых, упитанный молодой мужчина низкого роста, два других крутились рядом.
– Тогда братская могила. И вы собираетесь глумиться над ней.
– Мы пока думаем.
– Однако холодильники и мебель уже завезли. Вы цепко ухватились за свою идею, не ради же собственного удовольствия волокли на гору всю эту тяжесть.
Покинув музей, продолжила экскурсию под открытым небом. Поднялась выше по крутой тропинке, оказалась на широкой ровной площадке. Щуплые мальчишки лет семи-восьми продавали мутноватую воду, гранённый стакан по цене трёх литров.
– На попей, а то жарко, – предложили они мне протягивая два наполненных стакана, наклонив голову и щурясь от яркого солнца, сидя на выжженой земле. Заплатила за воду, пить не стала, впервые видела таких желторотых продавцов.
В седые века город Ош, лежащей у подножия Памира на востоке Ферганской долины на высоте более 1000 метров над уровнем моря, был точкой пересечения торговых караванных путей из Индии и Китая в Европу. Здесь проходила одна из ветвей Великого Шёлкового пути – важнейшей торговой дороги древности, связывающей Восток и Запад. Видать, искусство торговли у мальчишек было в крови, ведь с древних времён город славился своими базарами и караван-сараями. На южном склоне Сулейман-горы археологи нашли древние поселения земледельцев. Именно с ними связывают возникновение города Ош, одного из религиозных мусульманских центров Средней Азии, впервые упомянутом в арабских источниках IX века.
Одна из страниц исторической летописи города связанна с именем Захиреддина Мухаммада Бабура, 1483 –1530 годы, одного из представителей династии Тимуридов. Шейх Омар, правнук Тимура, он же Тамерлан, был правителем ферганских владений Мавераннаха. После смерти шейха двенадцатилетний Бабур взошёл на престол, став его наследником. В своём труде «Бабурнаме» – литературном памятнике народов Средней Азии на рубеже XV– XVI веков, он подробно описал город Ош, где часто бывал. К слову сказать, согласно мусульманскому преданию Бабур увидел на гладкой каменной плите вмятины, оставшиеся от колен и лба молившегося на горе Сулеймана.
В вопросе этимологии названия города учёные не могут прийти к единому мнению. Религиозные служители пытаются связать его происхождение с легендами о библейском Сулаймане – царе Соломоне. Так как в одной из них говорится, что Сулайман вёл своё войско, а впереди гнали пару волов, запряжённых в плуг. Когда волы дошли до горы, царь сказал: «Хош!» («Довольно»). И это легло в название нового города. Но вернёмся к экскурсии.
Около сухого раскидистого дерева, с седым оттенком и многовековой историей, можно было купить разноцветные полоски ткани, тоже у мальчишек. Загадать желание, найти на ветке дерева свободное место, завязать ленточку и задуманное исполнится. Густой кроной у дерева служили красные, белые, голубые ленточки, трепыхавшиеся от порывов сильного ветра. Я загадала и моё желание исполнилось, не моментально, спустя время. Пару лент привезла домой, как сувенир.
Один мужчина из нашей тургруппы рассказал, что желания на Сулейман-горе, с севера и юга «окаймлённую» двумя каналами, исполняет не только дерево, но и её выступы. Для реализации загадонного нужно потереться о них одним боком своего тела. Не откладывая, мы всей группой прошли этот ритуал.
Наш одногруппник успел также подлечиться от болезней, включая радикулит, катаясь, как с горки, по отполированному пятой точкой каменному желобу. Для профилактики мы последовали его примеру, съехав несколько раз. Спуск на спине избавлял от плотских грехов, угнездившихся в пояснице.
Завершили познавательно-интересную экскурсию и сфотографировались на смотровой площадке, откуда был хорошо виден город. Окружённый с трёх сторон холмами и невысокими скалистыми отрогами Алайского хребта, он лежал перед нами как на ладони.. Легенды связывают основание города Ош с именем Александра Македонского. Но точная дата его возникновения неизвестна.
И почти ничего не осталось от древнего города. Согласно археологическим источникам, Ош был обнесён крепостной стеной с тремя воротами, внутри возвышалась цитадель, опоясанная вокруг шахристаном, то бишь посадом. Где находились лавки, постоялые дворы, жилища горожан, мастерские ремесленников, заселявшие свои кварталы – махалля, в зависимости от специализации. Близ базара, недалеко от реки Ак-Буры, стояла соборная мечеть. Более двух тысячелетий базар классического образца восточного крытого рынка – тима, живёт своей шумной жизнью, расширяя владения, протянулся на километр, обзаводясь новостройками, оставаясь на месте выбранном ещё прапрародителями киргизов, став городом в городе с мечетью и жилыми домами.
У восточного подножья горы находится средневековая баня, её строительство относят к XI-XIV векам. Есть пещера «Чакка тамар» и «Тепеункур». В 2009 году Сулайман-гора, до XVI века называлась Бара-Кух, была включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО«.
Нина Федорова, путешественница
P.S. Текст авторский с сохранением оригинального слога и пунктуации.