Веселое лето в лагере Комарова
17 января, 2019Мы продолжаем публикацию, подкупающих своей искренностью и душевной теплотой, воспоминаний ошанина Рауфа Дусеева, посвященных нашему любимому городу и его жителям. Сегодня поделимся веселым рассказом про бывший пионерский лагерь имени космонавта Комарова.
«В мае 1968г., когда мы заканчивали 6 класс в школе им. Карла Маркса, учительница математики Александра Иосифовна Зимогляд объявила, что летом рядом с городом открывается новый пионерский лагерь. Кто желает – может приобрести путёвку. Родителям эта идея понравилась – лагерь будет близко, всегда можно будет проведать, благо до него можно дойти минут за сорок. Так я попал в пионерский лагерь, названный в честь космонавта Владимира Комарова. Компанию мне составили соседские друзья – Юнус Юнусов, Валентин Гемберт и Толик Сулейманов.
До лагеря можно было доехать сначала по ул. Свердлова, а потом по её загородному продолжению до санатория. Совсем рядом — большой холм, который и сейчас хорошо виден с Юго-Восточного микрорайона. Став старше, я узнал, что это были остатки Ак-Бууринской крепости, которая уже в первом тысячелетии защищала ошский оазис от кочевников. Мы с пацанами любили лазать по крутым горкам и спускам древнего городища. Когда мы ходили в археологический кружок про Доме пионеров, нас посылали сюда за черепками. И мы действительно находили остатки керамической посуды с узорами.
Так как в истории лагеря это был самый первый сезон, то многое доводилось до ума на ходу, на наших глазах и при нашем участии. С жильём нам повезло – мы жили в настоящих брезентовых палатках! Потому что ещё никаких жилых корпусов не было. В большинстве палатки были большие, внутри было по 10-12 кроватей. А наша компания выбрала четырёхместную палатку. Мама вспоминает — когда она пришла в лагерь проведать меня, то увидела нас, копошащихся возле брезента. Мы никого не замечали, был самый ответственный момент – вбивали колышки для растяжки. Зато, как мы были горды. Как же, самостоятельно собрали свою палатку!
Скучать нам не приходилось. Мы несколько дней строили спортивную площадку, вместе с физруком установили баскетбольные стойки со щитами, для пионерской комнаты погрузили и привезли мебель из школы им. Горького, очищали территорию от сорной травы. Кормили нас во временной столовой, которая по правде говоря была простой площадкой под деревьями, где стояло несколько дощатых столов и лавок. Зато нас усиленно поили кумысом! Для многих городских ребят кумыс был в диковинку и его кисловатость не всем пришла по вкусу. Хорошо помню, что на полдник всегда давали печенье.
В лагере было три отряда. Наша вожатая Дина была с нами с утра до вечера. Она нам понравилась. В ней не было никакого гонора или высокомерия. Дина была для нас и товарищем и наставником. До обеда почти каждый день были спортивные занятия. Вот, представьте — тренировка по футболу. Тренер проверяет, кто как может водить мяч. Конечно, кто у себя во дворе часами играл в футбол, тот ловко и быстро проходил заданную дистанцию. У меня такого опыта было мало и, как вы догадались, мяч меня не слушался, катился не туда, куда надо было. Запомнились слова, сказанные тренером, — «Не ты должен бегать за мячом, а мяч должен подчиняться твоим командам!»
Много было разных игр. Однажды Дина разбудила нас ещё затемно. Наш отряд должен был тайно покинуть лагерь и почти до вечера скрываться в окрестностях, чтобы другие отряды нас не смогли найти. Вначале мы наивно полагали, что будем прятаться где-нибудь поблизости, в уютных зарослях возле Ак-Бууры. Но, всё оказалось гораздо серьёзнее.
То ли Дина сама придумала этот маршрут, то ли старшие ребята из нашего отряда её подсказали, но мы пошли от лагеря вверх по дороге на кишлак Тюлейкен и далее по холмам. Пока мы шли, солнце уже успело подняться высоко, стало жарко. Мы уходили всё дальше и дальше. Позади остался не только наш лагерь, но и последние жилые кибитки, а мы продолжали всё выше подниматься по адырам. Наконец, когда все уже устали, прозвучала команда «Привал!» Мы разместились в узкой расщелине, где было не так жарко и можно было отдохнуть. Наверху остались дозорные. Хорошо, что у нас был сухой паёк и вода. За шутками, разговорами и песнями время пролетело быстро. Нас никто не смог найти. Наш отряд в этой игре оказался победителем!
По вечерам было тоже интересно. Между отрядами был объявлен конкурс художественной самодеятельности, все старались подготовить к концерту лучшие номера. Своими талантами блеснули наши девчонки. Мне запомнились две подружки Лариса и Люба. Они были настоящими заводилами. Всегда весёлые, всегда в движении, с новыми идеями и предложениями. У них было много песен, особенно туристских. И одну из них они спели на концерте. Это была песня «Карамба! С неба дождик идёт проливной». Задорная, зажигательная песня вмиг прославила наших девчонок. Для многих она стала визитной картой в романтику туризма (кое-что из истории этой песни см. http://www.proza.ru/2007/08/12-14) Послушайте первоначальный вариант в приложении к этому рассказу.
Но Лариса с Любой этим не ограничились и через некоторое время спели ещё одну песню на мотив лезгинки. Они немного изменили слова песни «Эльбрус-красавец» — кавказская тематика была исправлена на нашу местную, киргизскую.
Пик Коммунизма смотрит сквозь тучи,
В белой папахе на боку
Этой вершиной грозной, могучей
Налюбоваться не могу!
ПРИПЕВ: Орайда-райда, Орайда-райда Орайда-райда,Орайда! – 2 раза.
Снежные барсы, горные лани
Носятся быстро среди гор.
Бурным потоком воды Нарына
Ты выпускаешь на простор.
А на вершинах высокогорных
Слышатся песни чабанов.
Песни весёлых, песни задорных,
Песни киргизских чабанов.
А в этих песнях радость поётся
Про наши нивы и поля.
Так расцветай же, так будь же краше,
Наша Киргизская земля!
Этой песней подружки окончательно покорили сердца всех зрителей. Тем более, что все дружно подпевали слова припева. Я тоже выучил эту песню. И она в жизни часто мне пригождалась — когда возил экскурсии по Ошской области, когда ходил со школьниками в походы, когда с молодой женой в Арслан-Бобе проводили медовый месяц…
После меня родители уже безбоязненно отправляли в этот пионерлагерь и мою сестрёнку Нелю и моего братишку Равиля. Тем более, что там были построены кирпичные жилые и вспомогательные корпуса, серьёзная ограда и даже подобие бассейна. Наши родители старались почаще наведываться в лагерь.
В связи с этим с Нелей вот какой произошёл случай. Как-то родители в очередной раз отправили Равиля в лагерь и поручили Неле на второй день проведать, как чувствует себя братишка, как он устроился и тому подобное. Неля пошла в лагерь и вернулась вся зарёванная. Обеспокоенные родители с трудом выяснили, что Неля отнеслась к поручению чрезвычайно серьёзно, она как заправский инспектор стала проверять качество постельного белья, наличие мебели и, может быть, даже меню в столовой. Ну кому же в лагере это могло понравиться? Видимо, кто-то сделал ей внушение. Тем не менее, я знаю, что тщательность и аккуратность в делах так и остались важными чертами Нелиного характера».
Автор текста и фото Рауф Дусеев