Адилет Акматов, грезивший трюками
17 июля, 2018Его имя, к сожалению, мало знают в Кыргызстане. Хотя в самом начале своей актерской карьеры он успел засветиться в музыкальных клипах и даже снять около десяти собственных (!) фильмов. Сегодня ошанин Адилет Акматов — член одной из самых известных каскадерских групп в Центральной Азии “Nomad Stunts”.
За границей Адилета уважают как профессионального, универсального каскадера-актера и постановщика трюков. Его приглашают в самые кассовые фильмы России, Казахстана, Иордании. Он мастерски владеет китайским ушу саньда и другими восточными единоборствами, акробатикой и фехтованием, новомодным паркуром…
Адилет не просто каскадер, но еще и актер, что выгодно отличает его от других трюкачей, которые больше выполняют техническую часть на съемках.
Он поражает окружающих своими трюками и поразительной гибкостью тела, чем-то напоминая молодого Джеки Чана из Китая, которого он безмерно уважает как актера, режиссера и постановщика трюков
— Скажи, тебе, Джеки Чан импонирует больше как актер или режиссер?
— Вы забыли упомянуть, что он еще автор всех своих трюков в кино, и сам же их выполняет, причем без страховки. Я не могу отделить актера Джеки Чана от режиссера Джеки Чана. Они неразрывны связаны между собой. Вот за эту универсальность я его и ценю!
Мы все немного бредили его фильмами в детстве. Нынешнее поколение детей, наверное, даже не догадывается, что первые видеокассеты в основном были с фильмами Брюса Ли и Джеки Чана. Из них двоих мне ближе по духу последний, то, с какой легкостью и юмором он выполняет сложнейшие трюки, произвели на меня неизгладимое впечатление.
Первый фильм с его участием, который меня потряс, была приключенская картина “Доспехи бога”. Мне было тогда 12 лет. Он так играючи дрался в этом фильме, буквально парил. После этого моя детская жизнь разделилась на до и после Джеки Чана. Я искал новые его работы, стал внимательно присматриваться к его номерам, дома стал повторять некоторые их них.
У моего дяди был первый в городе Интернет-клуб, я стал там пропадать. Буквально часами зависал в Паутине, искал информацию о Джеки, трюках и фильмах. Тогда все думали, что я переболею этой подростковой “болезнью” и скоро забуду. Но, оказалось, его фильмы предопредили мою дальнейшую жизнь. Я стал профессионально заниматься каскадерскими трюками, внимательно, буквально пошагово изучал технику Джеки Чана. Родные даже стали переживать за меня, видя мою преданность этому делу. Никто не учил меня специально, просто за счет поломанных запястьев и рук (уж не говоря про ушибы) я и натренировался.
Джеки Чан для меня не просто кумир. Это человек, который повлиял на мою жизнь, на выбор профессии.
— Если бы у тебя появилась возможность с ним встретиться, чтобы ты сказал при встрече?
— Неожиданный вопрос (задумался). Вообще я мечтаю об этом. Во-первых, я бы поблагодарил его за блестящую актерскую игру и режиссерские находки. Его фильмы оказали огромное влияние на несколько поколений. Он стольких молодых людей воодушевил за эти годы! Его фильмы, несмотря на обилие трюковых сцен и драк, как ни странно, не несут никакой агрессии. Они сдобрены юмором и жизнелюбием, поэтому их можно смотреть всей семьей. Пусть он и дальше продолжает радовать нас своими работами.
— В Китае еще не удалось побывать?
— Пока нет. Но думаю, однажды обязательно съезжу! Мне бы очень хотелось увидеть постановки традиционной китайской оперы, которая во многом стала родоначальницей китайского кино. И, конечно же, побывать в знаменитом Шаолиньском монастыре. Но больше всего хочется остаться в Китае и поучиться у тамошних мастеров актерскому мастерству, расширить свои знания о местном кинематографе. Не стоит забывать, что КНР входит в число крупнейших мировых кинопроизводителей.
— Я знаю, что ты и сам снимаешь фильмы…
— Да, есть такое. Правда, это в основном коммерческие фильмы, в некоторых я выступал еще как постановщик трюков и сценарист. Честно говоря, все это можно расценивать как пробы пера, образно говоря. Пожалуй, кроме картины “Тайна наследства”, где в главной роли сыграл Болот Шамшиев (знаменитый кыргызский кинорежиссер, автор фильмов “Белый Пароход”, “Волчая яма”, прим.корр). Это был бесценный опыт работы с великим мастером!
— Судя по твоему расписанию ты нынче больше востребован за рубежом, чем на Родине…
— Действительно, сейчас больше приглашений на съемки за границей. Есть несколько больших кинопроектов, которые стартуют в этом году. Одно из них – это продолжение исторического сериала “Малик” в Иордании, посвященного одной из самых ярких страниц истории средневекого Ближнего Востока. Кстати говоря, активную и заметную роль в этих государствах когда-то играли наши предки – воины из Центральной Азии, взятые в плен и впоследствии ставшие там видными военноначальниками. Прошлым летом мы почти месяц провели в пустынях Иордании, снимая фильм в знаковых местах. И вот нашу группу вновь зовут на съемки туда.
— Почему в Кыргызстане тебя не слышно, не видно?
— Нет сценариев, которые могли бы заинтересовать меня как актера или режиссера. Раньше, признаюсь, был всеядным и снимался в любых проектах. Сейчас стал более ответственно подходить к выбору сценариев. Не хочу размениваться на предложения, которые “не выстрелят». Поэтому в свободное время я занят написанием собственного киносценария. Думаю, это будет криминальная мелодрама. Я его пишу, когда выпадает свободное время.
— Насколько я помню, ты еще собирался снимать приключенческий вестерн про басмачей. Или уже отказался?
— Ни в коем случае! Просто пришлось временно отложить это дело, потому что оно требует скрупулезного подхода. На мой взгляд, 20-30 годы прошлого столетия так и остались белыми пятнами в нашей летописи. Мы мало знаем, что на самом деле происходило тогда. С точки зрения кино этот период очень увлекателен: яркие образы, неожиданные повороты человеческих судеб, можно снять такой разноплановый приключенческий боевик. Я еще не перегорел этой идеей.
— Чтобы бы ты посоветовал молодым людям, которые хотят, как и ты, стать профессиональными каскадерами?
— Каскадерская жизнь только на экране красивая и эффектная, чтобы подготовить один трюк мы тренируемся неделями. Мы все время балансируем на грани. Нас ценят за то, что все трюки настоящие, не компьютерные. Поэтому прежде чем стать каскадером надо реально оценить свои физические возможности и перебороть любой страх, который сидит глубоко внутри нас. И нужно постоянно тренироваться, быть гибким, стрессоустойчивым и выносливым. Но самое главное — верить в себя и стремится к своей мечте!
— Адилет, твое имя переводится на русский язык как «справедливый». Ты считаешь себя таковым?
— Я стараюсь соответствовать ему. Ведь имя человека предопределяет его характер и всю дальнейшую жизнь. Справедливость для меня — не пустые слова!
Фильмы, в которых Адилет Акматов снимался в качестве актера-каскадера:
- «Малик» (2016), сериал, режиссер Мохаммед Лютфи (Иордания).
- «Казахское ханство» (2016), сериал, режиссер Рустем Абдрашов (Казахстан).
- «Викинг» (2016), режиссер Андрей Кравчук (Россия).
- «Кунанбай» (2015), режиссер Досхан Жолжаксынов (Казахстан).
- «Жол» (2013),режиссер Аскар Узабаев (Казахстан).
- «Жаужурек мын бала» (2012), режиссер Акан Сатаев (Казахстан).
Собственные фильмы Адилета Акматова, где он часто выступал как актер и автор сценария, режиссер и постановщик трюков…
- «Долг», документальная драма, 1999 г.
- «Темная полоса», художественный фильм, 2000 г.
- «Конец фильма», драма, 2004 г.
- «Вечная любовь», мелодрама, 2006 г.
- «Клятва», драма, 2007 г.
- «Вечная любовь-2», мелодрама, 2008 г.
- «Путь жизни» — драма, 2009 г.
- «Жизнь коротка, но кажется вечной» — драма, 2009 г.
- «Умей любить» — художественный фильм, 2012 г.
- «Тайна наследства» — драма, 2013 г.
Текст: Алмаз Исманов
Фотография из личного архива Адилета Акматова