Каким был Ош в 1913 году?
18 мая, 2018Начало ХХ века Новый город Ош, построенный рядом со старым городом, в котором за глухими глинобитными заборами-дувалами в скученном беспорядке скрывались дома, встречает уже достаточно четким контуром уездного центра. Почти отстроился военный городок, возведено много административных зданий и частных домов. Через Ош идут караваны в Китай, отсюда же направляются различные экспедиции на Памир и дальше.
В начале века в Новом городе насчитывалось более 140 дворов и около 1200 жителей, преимущественно русских, в Старом городе было 6300 дворов и около 46 тыс.жителей.
В Новом городе помимо уездного управления и других учреждений (почта, казначейство и т.п.) располагались солдатские казармы и лазарет с аптекой.
Открылись магазины, торговые конторы и скупочные пункты российских и иностранных торгово-промышленных компаний.
Среди жилой европейской застройки выделялись значительными размерами и провинциальной архитектурой дома-усадьбы чиновников и русских купцов, зажиточных мещан, контрастируя с убогими жилищами городской бедности- русской, узбекской, а также оседавших в городе и его окрестностях киргизских бедняков.
В Оше можно было приобрести не только изделия кустарных мастеров, но и различные афганские, индийские, кашгарские товары, которые доставлялись отсюда в разные узбекские города.
Развитие торговли и вовлечение в нее горожан способствовало не только расширению экономических связей с Центральной Россией, с соседними областями Средней Азии и Казахстаном, но и увеличению ассортимента товаров ремесленного, кустарного производства и продукции сельского хозяйства. Известно, что основным источником доходов ошан было сельское хозяйство. Вместе с тем, общее количество лиц, занятых несельским производством намного превышало число торговцев. Это были преимущественно ремесленники и кустари. В последующие 5 лет число мелкокустарных предприятий и ремесленных мастерских по обработке кожи, дерева, металла и особенно по переработке сельхозпродукции еще более возросло (только рисорушек и маслобоек туземного типа было 850). Но характер производства и ручного труда почти не изменился и численность наемных рабочих промышленных предприятий (в основном мелких) долгое время не менялась. В 1908 году в Оше функционировало 441 промышленное заведение, количество рабочих — 616.
В Ошском уезде в дополнение к древним караванным дорогам и скотогонным путям с конца 19 века стали прокладываться колесные дороги (тракты) улучшаться старые проселочные пути, в начале 20 века появились первые железнодорожные ветки. По интенсивности движения и экономической значимости выделялись почтовые тракты, соединившие Ош с Андижаном, Джалал-Абадом и Узгеном, с Ферганской долиной и Семиречьем.
Ош в то время являлся наиболее крупным дорожно-транспортным узлом на юге Киргизии. К нему из Андижана через с. Шахрихан сходились дороги из с.Гульча, из Куршабской долины через с. Узген. В Оше заканчивались дороги, соединявшие Ошский уезд со Скобелевским (Наманганским) и с Андижанским уездами. Особенно был важен путь Ош-Пост Памир (Хорог).
Российские дорожно-страховые компании имели свои агентства в Оше, а железнодорожное строительство велось в основном русскими предпринимателями при содействии российских банков.
В Оше начала зарождаться энергетика. В 1913 году в районе Нового города на арыке Як-Калик была построена небольшая ГЭС, на которой были установлены гидротурбина типа «Френсис» (240 л.с.) и генератор постоянного тока (55 кВт). Электроэнергия поступала на мельницу и освещала дома русских богачей.
В 1914 -16 гг. фирмой «Шимонек» и инженером Лебедовым было проведено исследование реки Ак-Бууры и составлен проект второй ГЭС мощностью 4500 л.с. Вторая ГЭС была построена в Старом городе и давала свет в дома и магазины старогородских богатеев.
В 1914 году в Оше действовали -пивзавод, 2 вальцовые мельницы, 2 кишечно-очистительных, 2 кожевенных, 2 хлопкоочистительных завода. Такие предприятия возникли благодаря притоку российского и частично среднеазиатского капитала и нередко в акционерной форме. Крупнейшие российские торговые фирмы монополизировали в Оше продажу сельхозмашин и орудий, запасных частей к ним, фабрично-заводских металлических изделий. Одно из отделений «Зингер» вело через своих агентов выгодную распродажу швейных машин среди горожан и жителей Ошского уезда.
В Оше ведущее положение по закупкам шерсти и другого животноводческого сырья занимала немецкая фирма Г.В.Дюршмидта, фирма «Стукен и Ко», заготовкой и вывозом за границу орехового сырья из южно-киргизских лесов велась одной из французских компаний. Сырьевая база шелкомотальной промышленности (завод и продаже грены дыйканам, закупка и вывоз сырых коконов шелкопряда) находилась в руках итальянских и французских капиталистов (фирмы «Бауэр», «Братья Коломбини» и др.).
Целый ряд российских фирм «Большая Ярославская мануфактура», «Братья Шлоссберг» и другие при содействии российских банков и посредничестве среднеазиатской буржуазии монополизировали в Оше в скупку хлопка; его первичную обработку и вывоз для текстильных фабрик в Центральных и Западных промышленных районах России. В руках российского и среднеазиатского купечества сосредотачивалась оптовая и розничная продажа вино-водочных, бакалейных и других продовольственных товаров в Оше.
Стараниями передовой русской интеллигенции Оша 1 июля 1878 года было открыто приходское училище, в 1896 году — русско-туземная школа.
Первым военно-лечебным учреждением стал Ошский госпиталь, его персонал оказывал помощь и гражданскому населению. Впоследствии госпиталь был преобразован в лазарет для стационарного лечения военнослужащих. Для местного населения функционировала туземная больница, потом была построена городская больница для всего населения. Велась большая санитарно-профилактическая работа, борьба с оспой и проказой. Организована ветслужба, метеостанция.
Текст и фото проекта «Кыргызский фотоархив»