Что говорил про Ош великий Бабур

Что говорил про Ош великий Бабур

20 марта, 2018 Выкл. Автор IncredibleOsh

Захиреддин Мухаммад Бабур (1483—1530 гг.) был одним из представителей династии Тимуридов, вкусившим сладость власти в Андижане, а затем горечь изгнания и, наконец, ставший удачливым завоевателем, основателем обширной империи Великих Моголов, включающей в себя Индию и Афганистан.

Но не этим прославился в культурном мире тимуридский наследник, не за военные подвиги и завоевания отмечали по решению ЮНЕСКО в 1983 г. полутысячелетний юбилей Бабура во всем мире. Чествовали не жестокого завоевателя, а талантливого ученого, прекрасного поэта и историка, автора ценного исторического первоисточника — «Бабур-наме».

Бабур хорошо знал город Ош и оставил о нем немало лестных строк. Сам Бабур родился в соседнем Андижане. Его отец Омар-Шейх — правнук «железного хромца» Тимура (Тамерлана)—был правителем ферганских владений Мавераннахра. Когда отец умер, двенадцатилетний Бабур занял его престол и наследовал ферганские владения.

Но неудачная борьба с наступавшими Шейбанидами, феодальные междоусобицы вынудили Бабура покинуть родину и искать спасения в Кабуле. Здесь ему улыбнулась фортуна. Набрав в Афганистане армию, Бабур не стал искушать судьбу в Средней Азии и двинулся на завоевание Индии. Раздираемая межфеодальными усобицами, страна стала сравнительно легкой добычей завоевателя.

Так в 1526 г. была создана империя Великих Моголов — централизованное государство, оставившее свой след в развитии Индии. Правил Бабур пять лет, жил в новой столице Агре, но очень тосковал по родине, часто вспоминал Андижан и другие города Ферганы, в том числе и Ош. И на склоне лет решил написать мемуары — «Бабур-наме», ставшие замечательным литературно-художественным памятником и ценным источником по истории народов Средней Азии, Афганистана и Индии конца XV — начала XVI в. Как видно из мемуаров, Бабур не раз бывал в Оше, прекрасно знал город, а потому и описал его со знанием дела, подробно и достоверно.

Обратимся непосредственно к первоисточнику: «Он (Ош. — авт.) стоит к юго-востоку от Андижана, в четырех йигачах (около 24 км. — авт.) пути, воздух там прекрасный, проточной воды много, очень хороша бывает весна… К юго-востоку от крепости стоит красивая гора, называемая Бара-Кух. На вершине этой горы Султан Махмуд-хан (чагатаид, могольский хан, убит в 1508 г.— авт.) построил худжру (беседку.— авт.) Ниже ее, на выступе горы, я тоже построил в девятьсот втором году (1496/97. — авт.) худжру с айваном (террасой. — авт.). Хотя его худжра стоит выше моей, но моя была расположена много лучше: весь город и предместья расстилаются под нею…У подошвы горы Бара-Кух между горой и городом стоит мечеть, называемая мечетью Джауза. По склону горы течет большой ручей…В области Ферганы нет города, равного Ошу по приятности и чистоте воздуха».

Не без поэтичности Бабур описал природно-географические условия Оша и его ближайших окрестностей: вдоль высоких берегов реки, протекавшей через озелененные ошские предместья и собственно город, раскинулись фруктовые сады и роскошные цветники владетельных и богатых горожан, перемежавшиеся с полями, огородами и бахчами.

Весною там благоухали фиалки, затем расцветали тюльпаны и розы. Чистый весенний воздух (о приятности которого ходили споры между жителями Оша и Кассана), обилие проточной воды (речной и арычной), изобилие зелени, цветов и фруктов назывались как непременные достопримечательности средневекового Оша. О достоинствах города уже к началу XVI в. слагались целые предания.

Источник: ОреnKG

Поделиться ссылкой: