Польский след в истории Оша: Бронислав Громбчевский

Польский след в истории Оша: Бронислав Громбчевский

Ноябрь 3, 2019 Выкл. Автор IncredibleOsh

Генерал-лейтенант российской армии, военный востоковед польского происхождения Бронислав Громбчевский был одним из первых уездных начальников Оша. При нем началось строительство знаменитого памирского тракта, соединившего две долины Ферганскую и Алайскую.

Военная карьера и страсть к экспедициям

Бронислав Громбчевский родился 15 января 1855 года в нынешнем литовском городе Каунасе. В 1873 году семья Громбчевских переезжает в Варшаву, где Бронислав поступает сначала в гренадерский полк, а затем в юнкерское пехотное училище. Воинскую службу начал в Туркестанском 14-ом линейном батальоне. В 1888 году перешел на службу по военно-народному управлению Туркестанского края, работал в Исфаре, потом в Маргилане.

Громбчевский был личным секретарем Российского императорского пограничного комиссара по разграничению Ферганской области с Кашгарией в 1882-1884 годы. С апреля 1885 года старший помощник начальника Ошского уезда. С июня 1885 года старший чиновник особых поручений при военном губернаторе Ферганской области.

В 1888 году с экспедицией прибыл в город Хунзу (сейчас это Пакистан. прим. ред.), где был торжественно встречен его правителем ханом Сафдар-Али, княжество перешло под покровительство России. За эту экспедицию Громбчевского наградили Малой золотой медалью Российской империи, что было неоднозначно воспринято в Лондоне. В 1891 году Британская империя завоевала княжество Хунзу, переподчинив его себе. Стоит отметить, что притязания российских имперских властей на Памир и Индию в виде научно-военных экспедиций по традиции всегда стартовали в Оше.

В 1889-1890 годах Громбчевский предпринял новую экспедицию на Гиндикуш, но за его пределы им не удалось продвинуться. Но, зато члены экспедиции полностью исследовали весь Памир, которые были продолжены в 1891-1892 годах.

Начальник Ошского уезда

В 1893 году Громбчевский был назначен начальником Ошского уезда. В 1894 году он уже руководил секретным строительством стратегической колесной дороги на Памире, которая соединила две долины Ферганскую и Алайскую, позднее дорога получила название Старый Памирский тракт. Сегодня это дорога, соединяющая Ош с Кашгаром (Китай) и Хорогом (Таджикистан). В советский период даже было создано специальное предприятие Памирское автотраснпортное управление (ПАТУ), которое обслуживало этот тракт. Сейчас Памирский тракт входит в состав трассы М41.

Малоизвестная история генерала

Во время военной службы в Туркестане у Громбчевского случился бурный роман с местной женщиной, по некоторым сведениям она была кыргызкой. В 1880 году у них родилась дочка, которую назвали Марией. Ее мать умерла через шесть после рождения дочки. Громбчевский отдал дочку в приют для девочек, продолжая поддерживать с ней связь. О чем не раз упоминал в своих дневниковых записях.

В приюте Мария получила имя княжня Мария-Шарафат (скорей всего можно предположить, что это имя Шарапат. Прим. Ред.) Касымовская. Она вышла замуж за поляка Дунин-Слепца. После революции она перебралась в Польшу, а после смерти отца переехала в Италию, где умерла 29 мая 1950 года.

Благодаря этой романтической истории в жизни Громбчевского у него появился неподдельный интерес к культуре и истории кыргызов, он даже выучил кыргызский язык, знал многие обычаи и традиции. Британский военный атташе в Петербурге майор Элиот в 1894 году писал, что  в своих взглядах Громбчевский был похож на «полумусульманина».

Назад в Польшу

Генерал-лейтенантом Громбчевский стал в 1906 году. До 1910 года занимал должность управляющего Китайской восточной железной дорогой. В 1910 году переехал жить в Варшаву. Во время Первой мировой войны был вновь призван на воинскую службу. После революции в 1920 году вернулся в Польшу через Японию и Британию. Вернувшись домой работал в Государственном институте метеорологии, читал лекции по геополитике и военной географии в местных вузах. В Польше незадолго перед смертью опубликовал несколько книг о своих путешествиях в Центральной Азии, которые большей частью написаны им по воспоминаниям, поскольку архив экспедиций остался в Советской России. В дореволюционной России издал «Отчет о командировании в Кашгар и Южную Кашгарию в 1885 году», несколько небольших заметок о результатах своих путешествий по Центральной Азии, а также несколько работ на военно-политические темы. Дневники экспедиций 1888 и 1889—1890-х годов долгое время оставались неизданными и были опубликованы в России в 2015 году. Скончался в Варшаве 27 февраля 1926 года.

По материалам из открытых источников: Басханов М. К., Колесников А. А., Матвеева М. Ф. Дервиш Гиндукуша. Путевые дневники генерала Б. Л. Громбчевского. СПб., Нестор-История, 2015; Басханов М. Прогулки на «крыше мира»: встречи двух капитанов.

Поделиться ссылкой: