Фрунзе-Суусамыр-Ош: 66 лет назад была открыта дорога «север-юг»

Фрунзе-Суусамыр-Ош: 66 лет назад была открыта дорога «север-юг»

29 января, 2022 Выкл. Автор IncredibleOsh

В далеком 1956 году 22 августа специальным распоряжением Совета министров СССР было принято решение о строительстве автомобильной дороги по маршруту Фрунзе-Суусамыр-Ош. Эту дату можно считать днем рождения стратегической трассы Бишкек-Ош.

Для реализации грандиозного плана было создано специальное управление №16, сейчас это ОАО “Аэродромдорстрой”. Вся работа была разделена между тремя строительными управлениями, которые соответственно располагались в селе Сосновка, городах Таш-Кумыр и Токтогул (тогда еще поселок городского типа).

Строительные работы стартовали буквально через год после выхода распоряжения в 1957 году.

За восемь лет строительных работ были проведены 11 млн. кубометров земляных работ, в том числе 7 млн. кубометров скальных пород! Были построены 97 мостов общей протяженностью 2 500 погонных метров, проложены 924 водопропускных протяженностью 13 тысяч метров.

Тогда же были построены 6 противолавинных галерей, которые вместе со знаменитым тоннелем на перевале Төө-Ашуу стали достопримечательностью этой красивейшей трассы!

И галереи, и тоннель были построены московскими метростроевцами из СУ-128, знаменитой бригадой В.Е.Шипилова, возводивших станцию “Комсомольская” в Москве. Взрывными работами управляли специалисты Спецуправления №5 Трансвзрывпрома Министерства транспорта и строительства СССР. За строительство многочисленных мостов отвечало управление мостопоезда №467 Главмостстроя СССР.

Знаменитый 2.5 километровый тоннель имени Кусаина Кольбаева, первого министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог Киргизской ССР был сдан в эксплуатацию в 1964 году.

В 1962 году из-за строительства Токтогульской ГЭС были внесены изменения в карту трассы, потому что в зоны подтопления попадали не только населенные пункты в Токтогульской долине, но мост через реку Нарын и часть дороги длиной 45 км.

В 1964 году началось строительство объездной дороги протяженностью 76 км, которое было завершено через девять лет. Новая трасса, соединяющая Чуйскую область с Ошской и Таласской была введена в эксплуатацию в 1965 году и сократила путь от Фрунзе до Оша по тем временам до 800 км. Более 300 км трассы проходит по высокогорным перевалам и долинам.

В советских газетах того времени строительство трассы Фрунзе-Суусамыр-Ош называли “Великим киргизским трактом”.

В 1966 году Центрнаучфильм выпустил киножурнал “Великий киргизский тракт (Фрунзе-Ош)”, посвященный строительству новой трассы.

Полностью строительные работы были завершены только к 1980 году, потому что вдоль трассы строились гидроэлектростанции. В 1998 году была создана Генеральная дирекция по реконструкции и эксплуатации автодороги Бишкек-Ош. Это уже другая современная история этой трассы.

Текст: IncredibleOsh

На обложке использована фотография из открытых источников. Если вы знаете автора, напишите нам, укажем авторство.

Поделиться ссылкой: