Театр имени Ибраимова в ожидании полувекового юбилея

Театр имени Ибраимова в ожидании полувекового юбилея

4 февраля, 2019 Выкл. Автор IncredibleOsh

В Ошском национальном драматическом театре имени Султана Ибраимова полным ходом проходят репетиции сразу нескольких спектаклей, на одной из них побывали наши корреспонденты.

Впервые на сцене ошского театра ставится спектакль «Ханума» по пьесе Авксентия Цагарели, написанной в 1882 году, премьера ожидается в конце февраля. Действие происходит в конце XIX века в Тифлисе, Грузия. История о том, как немолодой, разорившийся аристократ пытается улучшить свои финансовые дела через женитьбу на богатой невесте. Другой герой — тщеславный, удачно разбогатевший сын сапожника — ищет возможность породниться с аристократами, чтобы разъезжать по городу в карете с гербом. У него есть прекрасная дочь, которой он нанял учителя для обучения французскому языку. Между девушкой и образованным учителем вспыхивает любовь. В пьесе соперничают две свахи, одна из которых больше преследует финансовый интерес, а другая — Ханума стремится устроить счастье молодым влюбленным, но при этом чтобы престарелый князь тоже обрел желаемое (финансовую поддержку), невест хватит всем. Также у Ханумы есть свой интерес, в конце ее старания увенчаются успехом и для самой себя — женщина находит себе пару.

Впервые спектакль был поставлен в 1972 году режиссёром Георгием Товстоноговым на сцене Ленинградского Большого драматического театра и пользовался неизменным успехом в течение нескольких лет. В Оше поставить комедию с грузинским колоритом решился главный режиссер театра имени Ибраимова, заслуженный деятель культуры КР Талант Апыев. За 20 лет работы в театре на его счету более 40 постановок, в том числе серьезные драматические спектакли. Для разнообразия репертуара он выбрал комедию «Ханума». «Это театральная классика. Суть в том, что человеку сложно найти свою вторую половину в соответствии с возрастом, состоянием, в обществе большое значение имеет общественное мнение, важно, что главным была любовь». Это история из жизни, значит, спектакль рассказывает нам о нас самих.

Творчество в деталях

Репетиции проходят несколько раз в неделю по несколько часов в светлом фойе, так как в зале на сцене холодно, там идут ремонтные работы, пахнет краской. На репетиции отрабатывали каждую деталь: взгляд, жест, интонация. Актеры еще не выучили тексты, временами подсматривают в сценарий.

Каждую сцену повторяли множество раз, режиссер подбегал к актерам и показывал мастер-класс, как нужно поздороваться, как вальсировать с главной героиней, как повернуть голову и какие эмоции должен выражать актер. Он терпеливо и настойчиво добивался выразительности. Он — авторитет, умело вовлекал всех актеров в общее действие, даже если у каких-то персонажей нет слов и они молча присутствовали на сцене. Спектакль — это переплетение сложных взаимодействий всех участников процесса, это живой организм и должен работать так, чтобы затем во время выступления зрители поверили, прониклись и погрузились в прекрасный мир театра.

В постановке задействованы как опытные, так и молодые актеры, для некоторых это первая роль, поэтому видно их некоторое стеснение. Мало экспрессии, голоса не поставленные, игра не впечатляет. Опытные актеры даже в десятый раз при повторе сцены показывали мастерство на достойном уровне, словно перед ними заполненный зал родного театра. Игра — это их жизнь, театр — это навсегда.

«Приходите на нас посмотреть»

Талант Апыев добавил, что «когда на сцене много персонажей, руководить сложнее, но тем и интереснее работа». «Зрители приходят в театр за эмоциями, настроением, жизненной энергией. Важно, чтобы они поверили актерам, вместе с ними смеялись и плакали. Это живое общение». Сейчас, когда у людей больше выбора в плане развлечений, театр все еще остается местом для духовного и нравственного обогащения. Потому что телевидение и интернет — сравнительно доступные и обыденные способы получения информации, а театр — это событие, праздник, качество. Работа наших мастеров тому доказательство.

Режиссер добавил, что также идет работа над спектаклями «Дорогая Елена Сергеевна» о взрослении подростков и сложных отношениях с учительницей (автор Людмила Разумовская), а также «Домашний арест» о патриотизме и актуальных проблемах коррупции (автор кыргызская писательница, драматург Менди Мамазаирова).

История театра

Ошский национальный драматический театр имени Султана Ибраимова был организован в 1972 году . В 1974 году было закончено строительство нового здания и с тех пор вот уже 45 лет театр радует своими постановками не только зрителей Кыргызстана, но и почитателей театрального искусства в Центральной Азии, городах Москва, Тбилиси, Ашхабад, Новокузнецк, Алматы. Творческим коллективом поставлено более 130 драматических произведений как отечественных так и зарубежных авторов, которые увидело более 4 млн 200 зрителей.

В 1997 году театру было присвоено имя государственного и общественного деятеля Султана Ибраимова.

Знакомство иностранного зрителя с кыргызским драматическим искусством начиналось с постановки спектакля «Ак Моор»  Ж. Садыкова на международном театральном фестивале в городе Ашгабаде, где спектакль получил диплом организаторов фестиваля.  Также не остался без награды и спектакль «Алымбек Датка» С. Жетимишева и Т. Апыева на фестивале Центральной Азии и Казахстана в городе Алматы в 2003 году, где постановка ошских театралов получила главный приз. Также главную награду театр получил и со спектаклем по произведению Ч. Айтматова «Гульсары» на фестивале тюркоязычных народов, прошедшем в городе Анкаре. 

«В настоящее время театр использует современные методы в разработке и представлении драматических произведений», — рассказал директор Шерали Бекташев, который руководит учреждением два года, а до этого 14 лет был заместителем директора.

Также театр служит хорошей базой для 6 народных театров Ошской и Джалалабадской областей и творческих групп, оказывая широкую методическую помощь и создавая предпосылки развития театрального искусства на местах.

В общем, в театре работает 179 человек, из них 76 творческие сотрудники, 98 технические. Кроме того, в коллективе имеется 1 народный артист, 5 заслуженных артистов и 2 заслуженных деятеля искусств.

Награды

За вклад в развитие театрального искусств Кыргызстана театр неоднократно награжден «Почетными грамотами» министерства культуры Советского Союза, Кыргызской Республики, Жогорку Кенеша КР, ценными призами областной государственной администрации, юбилейными медалями «Манас-1000» и «Ош-3000».

Указом президента Кыргызской Республики 2 июля 2007 года театр получил статус национального.

В 2010 году театр представил зрителям пьесы по произведениям М. Бажиева «Любовь бесприданницы», «В разгар осени» Ж. Бакиева и «Нашедшие общий язык» М. Бажиева.

В 2013 году на фестивале в Нарыне ошский театр со спектаклем «Ата кемпир атып берейинби» под руководством заслуженного деятеля культуры КР Т. Апыева коллектив завоевал второе место, а за лучшую мужскую роль был награжден артист театра Т. Кудайбердиев, а актриса театра С. Каримова удостоена премии имени Т. Турсунбаева.

Театральный репертуар постоянно пополняется новыми постановками, в том числе иностранных авторов. В 2013 году латвийский режиссер Агнюс Янкович поставил произведение А. Вырыпаева «Танец Дели», а главный режиссер национального театра оперы и балета Афелия Эркинбаева поставила спектакль по произведению казахского драматурга Серика Асилбек уулу «Осенний романс».

Успехом пользовались постановки при поддержке международных организаций на актуальные темы, такие как: ВИЧ, умывание невесты.

2016 году артистами театра была подготовлена большая программа «Театр предлагает посмеяться». Зрители становились свидетелями двухдневной программы, которая начинала новый год.

Отметим, что в 2010-2011 годах со стороны Государственной дирекции по восстановлению городов Ош и Джалал-Абад была отремонтирована кровля здания театра, обновлен занавес, заменены кресла в зрительном зале, полностью отремонтирована отопительная система, оснащена звуковое и световое оборудование.

Нельзя умолчать и о проблемах, со времен Советского союза у театра нет специального транспорта, чтобы выезжать на гастроли в отдаленные районы области, представлять спектакли жителям регионов. Кроме того, у театра нет собственного общежития для новых, молодых артистов. Но, несмотря на трудности, творческий коллектив готовится принимать участие в международных фестивалях с новыми спектаклями.

Сахира Назарова, журналистка специально для IncredibleOsh

Фото авторов

Поделиться ссылкой: